Трините — Киберон — Бель Иль

Рассказ про эту поездку я довольно долго откладывала. Мы мало фотографировали, а впечатлений отчетливо больше внутренних, чем внешних. Но я все-таки попробую.

Долететь из Москвы во французский город Нант непросто: без пересадок не получится, да и рейсы все очень неудобные, ночные. Летели мы авиакомпанией KLM через Амстердам. Пересадки были небольшие, поэтому туда мы решили лететь без багажа. С непромоканцами и резиновыми сапогами наперевес это утомительно.

Русские таможенники пытались найти мой 100-граммовый пузырек рома, но не осилили отследить, в каком он рюкзаке. Оказывается, крепкие напитки из ручной клади могут отобрать, не важно, что 100 граммов.

Голландцы искали зашитые в пояс брюк сокровища (которых не было, в отличие от рома), ощупывали нас, как в Индии просто. На эти должности явно должны набирать всяких извращенцев, я считаю.

В Нанте голландский рейс встречал парад таможенников с собаками. Я, с недосыпа разозленная этим европейским гестапо, не сразу поняла, почему такой цирк. А они искали голландскую траву! И жилетка Рана их совершенно не заинтересовала.

В Нанте вся наша группа из 5 человек погрузилась в заказанную машину. И мы поехали в Трините-сюр-мер, где стояла наша яхта. До приемки яхты пришлось ждать долго, часов пять.

Марина в Трините с сотнями яхт, и по местным меркам она еще не очень большая.

Погода в Бретани дождливая, тучки то набегают и проливаются, то выглядывает солнце. В конце сентября от +15 до +20 днем и довольно сильный ветер.

Единственный раз за поездку пообедали в местном ресторане, потому что больше было негде. Комплексный обед 28 евро плюс бокал вина, итого 32.5 евро с человека. Считаю, дорого и не стоит того, повторять не стали.

Я впервые попала во Францию и у меня были стереотипы, что тут вкусная еда, умеют готовить и вообще что-то вроде Италии в плане еды (заходишь в любой магазин, покупаешь что угодно и вау!) Но не тут-то было: кроме сыров, набор еды в магазине ничем не примечателен, овощи пластиковые, а цены высокие. Почему картошка у них в десять раз дороже нашей, а курица в пять раз? Загадка.

Ходили по марине и любовались на яхты.

Вот это очень крутые тримараны.

Они развивают под парусом скорость в 24 узла и обходят вокруг света за полтора месяца! Участники «Ромовой регаты».

Это тримаран поменьше и попроще:

Около шести часов вечера нас пустили на яхту. Все наши арендованные яхты всегда были французскими, и в этом походе мы поняли, почему. И тут впервые нам досталась немецкая яхта Бавария 37С по имени «Orpheus».

Эта фотография лодки на стоянке в Лё Палэ. Яхта наша была почтенного возраста, 2007 года. У нее была даже деревянная внутренняя обшивка, у более современных яхт она уже давно пластиковая. Конечно, паруса и такелаж, а также мотор и аккумулятор за такой внушительный срок успели поменять на более новые, но вот в остальном... Например, у нас текли почти все иллюминаторы, не сильно, зато в каждой каюте. Довольно быстро на констатацию очередной неисправности мы научились произносить таким специальным тоном: «Это ж лодка!..»

Вообще-то лодку нам сдавали с отоплением, но заявленное отопление тоже не работало. Вместо него был выдан маленький тепловентилятор. Надо сказать, что это прекрасная вещь: мы включали его на всю ночь, он грел нам воздух и сушил мокрые вещи. Тут их иначе высушить просто невозможно.

Яхтенный поход был учебным. Сперва планировались 9 дней похода и 4 дня курс по швартовке. Но оказалось, что все участники приехали на оба мероприятия, поэтому сразу было решено устроить двухнедельный поход подольше и подальше, а курс «Идеальная швартовка» в виде отдельных тренировок умело вставлять в суровые морские будни. В тех маринах, где для этого вообще есть условия.

Стоянки планировались исключительно в маринах: на якоре при таком ветре и волнах не очень-то постоишь, это во-первых. А во-вторых, на побережье Бретани может не быть людей, но марины будут через каждые 10 миль. Такая это земля.

Участников было пятеро.

Наш капитан и учитель Слава Каверин.

Ему 27 лет, хотя на вид лет 20. Два года назад, когда мы только еще начинали учиться на шкиперов, Слава уже обучал яхтмастеров. Он весьма необычен для капитана, потому что в нем начисто отсутствует агрессия. Я очень чувствительна к агрессии, как к открытой, так и к тщательно маскируемой, так вот — ее там почему-то нет. Вообще не понимаю, как это возможно. Поэтому Слава довольно тихий, ни на чем не настаивает (пока не возникнет опасности для жизни и имущества :-), но весьма хорошо умеет объяснять.

Мы с Раном приехали учиться на яхтмастеров (yachtmaster coastal), а еще двое мужчин приехали на практику по швартовке, ну и на морскую практику вообще. У них уже были корочки яхтмастеров.

Дима на фотографии справа, после Славы у него был самый большой опыт яхтенных походов и вообще разных сопутствующих знаний. Дима был интересным собеседником, но очень громким, поэтому его было многовато. Часто приходилось сперва попросить Диму помолчать, а потом уже слушать капитана. Иначе не слышно было.

Боря на фотографии слева. Скорее, он тянул на звание единственного алкотуриста в нашей компании, довольно много времени проводил в каюте и выходил только на тренировки по швартовке или на пилотирование яхты в сложных условиях. В остальном он не мешал, а с хозяйством даже и помогал.

Я снова вызвалась готовить. Каждый раз начинается с того, что так удобнее, а заканчивается чувством, что вот все отдыхают или занимаются своими делами, а ты в это время у плиты. Чувство это, на самом деле, обманчивое, потому что ребята честно мыли посуду и помогали при закупках. Да и на берег по барам особо не ходили, не очень отдыхательная была обстановка. Ценили домашнюю стряпню :-)

Вечером по приезду мы честно пытались принять яхту и найти, где у нас на ней что. Выяснилось, что тут дают постельное белье, но почему-то не дают полотенец. А также нет чайника и вообще кастрюль маловато. Спасибо, что плита работает, а то знаем мы уже, как бывает.

На закате была очень красивая радуга, уходящая в марину обеими концами. Местные сокровища как бы намекали — вот они мы, мы тут главные.

25 сентября мы запланировали небольшой переход из Трините в Киберон. Погода была суровая атлантическая — 15 градусов и дождь, то прекращающийся, то начинающий. Документы на яхту смогли оформить только к 11:00. Нам заменили сломанный багор, принесли чайник. А Ран подарил мне тонкое микрофибровое полотенце. Очень удачный был подарок на мой день рождения! Поскольку полотенца нам, как вы помните, так и не дали.

Переход до Киберона получился в 14 миль, бейдевинд, ветер 15–18 узлов, пришлось ходить галсами. Выяснилось, что Бавария остро ходить особо не умеет, у нас получался угол в 120 градусов. Попытка идти острее приводила к сильной потере скорости. Всему виной закрутка грота в мачту: она очень удобная при постановке парусов, но вот настроить парус идеально не получается.

Приборы врали, как обычно это бывает на чартерной яхте — и лаг, и анемометр; электронный компас и механический расходились от 0 до 10 градусов в зависимости от курса.

В Кибероне фотографий совсем не делали. После обеда была тренировка по швартовке. Интересно, что здесь везде встают лагом и носом к пирсу, а не кормой. Для носа у нашей яхты даже есть специальный кранец!

Поскольку мы учились, то прокладывать маршрут надо было по картам. Не то чтобы совсем не пользовались gps, довольно часто приходилось подсматривать мели: в этом районе очень много знаков на воде, обозначающих мели и всякие опасности. А глубины небольшие, да еще довольно большие приливы и отливы (до 6 метров!). За два года я подзабыла это все, но как раз маршрут из Киберона в Бель Иль поручили прокладывать мне.

26 сентября. К утру выяснилось, что под подушкой у меня соленая течь. Но не сильная. При определенном крене яхты течь усиливается, а в некоторые дни было посуше. Нельзя просто так было взять и написать однажды песню со словами «разбредаемся тихо по норам кают, на пол стряхивая чешую», всему есть цена.

В этот день было сухо и пасмурно, ветер от 15 до 30 узлов и волна до 2 метров. Сразу после выхода из марины поставили паруса, час прошли галфвиндом до поворота (надо было обойти мели). Паруса зарифили сразу, грот оставили совсем маленький, но все равно на порывах тяжело было управляться со штурвалом. После поворота ветер был встречный: мы сперва попытались лавироваться, но gps стало видно, что мы практически стоим на месте, нас сносило назад. Пришлось включить мотор, сперва и с ним скорость была очень маленькая, 2–3 узла. Из-за высоких волн укачивало. В этом походе мы с Раном не расставались с драминой, к тому же Рану даже она не всегда помогала.

Дошли до острова Бель Иль чуть раньше намеченного, потренировались кидать якорь. Потом зашли в марину Лё Палэ. Нам разводят мост! Мост заодно является одностворным шлюзом.

Финишировали под дождем. Я устала, хотя переход был небольшой, 5 часов и 15.5 миль, такая вот скорость при встречном ветре. Пока теряю самообладание, когда руль вырывается и яхту начинает кренить. Решили стоять в Лё Палэ сутки, выйти следующим вечером на ночной переход. Поэтому была надежда, что мы успеем что-то посмотреть на берегу.

Вот он, наш разводной мост. Не очень-то широкий проход.

А теперь смотрите, что делает большая железная драга. Панамский канал нервно курит, я считаю.

Она не просто туда втискивается, она еще и на собственном ходу, никто ее не проводит с тросами, как это бывает в Панаме.

Внутренняя гавань Лё Палэ:

Разноцветные домики:

Это домик эклюзьеров... ну, людей, которые мост разводят:

Вода сильно ушла. Улиточку видите?

Вот такая на доме улиточка:

И крокодил есть:

Выражение «купи козу» тут понимают по-своему:

За шлюзом залив стремительно мелеет. Здесь остались только маленькие лодки и яхты, способные встать на киль.

Это бравая маринера, которая вот так стоя подъезжает стоя ко всем входящим яхтам и указывает, кому куда идти:

Алюминиевая яхта.

Говорят, очень долговечная, но ходить на такой можно только в холодных морях. В тропиках внутри можно свариться заживо.