Рильский пик Мусала и чуть-чуть Велинграда

После Врачанского Балкана мы отправились к Рильским горам. В прошлом году мы уже были на семи озерах, самом известном маршруте Рилы, а также в Рильском монастыре. Но тогда погода испортилась и до Мусалы мы не добрались. Зато добрались теперь.
Ночевали в Самокове, там не только есть отличный отель «Гранд», но еще и магазины со вкусной едой. Ведь когда уходишь в горы на целый день, надо купить что-нибудь посытнее :-)
Из Самокова мы доехали 10 км до Боровца, но оказалось, что подъемник Боровец-Ястръбец внезапно закрыт (не работает с 14 сентября, летом он работал). Итак, вместо 600 вертикальных метров нам пришлось идти 1600, а это вверх-вниз за один день достаточно много. И 24 км в оба конца. Так что у меня получился спортивный день рождения :-)

Вместо подъемника у нас был длинный тягун по джиповой дороге вдоль речки. Личный транспорт туда не пускают, к тому же наша пузотерка была не приспособлена для таких грунтовок.
Вокруг сосновый лес и никого.

Уже наверху этой дороги начал попадаться лед. А также прибитые морозом черничники и малинники с ягодами. Это удивительно, что в конце сентября тут еще есть ягоды. Во-первых, климат тут другой, чем внизу: ведь на каждый километр подъема температура понижается в среднем на 6 градусов. Во-вторых, ягоды никто не собирает: пик Мусала у болгар почему-то непопулярен, в отличие от пиринского пика Вихрен и семи Рильских озер. Неудивительно, что остановили подъемник.

Цветы тоже прибиты морозом, но пока держатся.

Джиповая дорога кончается у маленького верхнего горнолыжного подъемника, дальше уже не очень долго идти до хижины Мусала. Тропа хорошо размечена.
Даже подобие мостиков есть.

Хижина Мусала — это комплекс строений, но какие именно из них жилые — сказать сложно. С виду непонятно, людей нет, а интересоваться мы не стали.
Вид из хижины примерно такой:

Существуют многодневные горные маршруты, для которых хижины очень нужны. Палатку в нацпарке ставить вроде как нельзя, но можно ночевать под крышей. При этом есть платные хижины, а есть домики по имени «заслон», которые по сути своей служат укрытием от непогоды, а потому там можно останавливаться просто так.

Когда-нибудь я хочу пройти... ну, например, маршрут Е4. Хотя бы часть, он слишком огромный. Хотя как это романтично: идешь себе через всю Европу по горам, переходя их страны в страну!

Вид на хижину Мусала сверху.

Последние маленькие сосенки на пути. Дальше трава и камни.

По дороге попадаются небольшие озера, но их названий мы не знаем.

Нам на ту гряду. Она кажется страшной, однако справа по камням проложена удобная тропинка. Путь технически простой, наверное потому, что на пике стоит метеостанция и туда в свое время пришлось поднимать много грузов.

Примерно на полпути от хижины до вершины есть заслон «Ледяное озеро». Дом большой, но основная часть его заперта, однако есть открытая комната с четырьмя лежаками-нарами.
Вид сверху:

От Боровца до вершины Мусала мы шли 4,5 часа, хотя нам обещали, что путь займет шесть часов.

Вот она, самая высокая вершина Балкан. На втором месте греческая гора Олимп, она 2917 м, на восемь метров ниже.

Пришли вовремя: уже через полчаса облака стали наползать на вершину.
Наверху холодно и на тропе местами лежит снег. Но это что, так, мелочи... Уже через два дня выпадет 15 см снега, так что подняться мы успели в последний день лета.

Вид на озера.

Соседние долины.

Мы с орлом. А может, это тот самый альпийский борзолет :-))

Панорамы.

В большом размере

На склоне видны столбы. Провода на них оборваны, но на вершине стоит метеостанция, и она работает. Во всяком случае, прогноз погоды по стране выглядит примерно так: «Сейчас в Софии +18, в Бургасе +20, а на Мусале +1».

Так что устраивать обед наверху — плохая идея :-) Мы побежали вниз, и только у третьего сверху озера решили остановиться на отдых и обед. Купленное в Самокове пилешко филе гораздо лучше какой-нибудь там колбасы :-)

Вниз мы шли тоже 4,5 часа, если посчитать обед и продвинутый сбор ягод по дороге назад.
Дикая смородина невкусная, но красивая.

А вот малина очень даже вкусная.

Чернику и бруснику мы просто ели и не фотографировали.

Вот такой правильный день рождения у меня получился, хотя без аскезы не обошлось. Но если в первые два дня в горах нам было тяжело идти вверх, то тут уже привыкли.

На следующие два дня был обещан циклон. И действительно, лило исправно. Мы поехали в Банско через Велинград, а заодно решили найти в Велинграде какие-нибудь общественные купальни.
Удивительное место Велинград. Это бальнеологическая столица Балкан, в ней несколько десятков горячих минеральных источников, и над каждым построен какой-нибудь отель, баня или лечебница. И никто ничего о них не знает. То есть если Lonely planet вообще не знает о существовании Велинграда, что уж об остальных путеводителях говорить.
В прошлом году мы останавливались в отеле «Святой Спас», у которого есть два своих бассейна.
В этот раз я вычитала про Лечебно-восстановительную базу с теплым минеральным бассейном, и мы ее нашли. Адрес — бульвар Вела Пеева, 35. Посещение бассейна стоит 7 левов с человека, все очень новое и чистое, вода примерно +35 градусов, бассейн закрытый. Кроме нас, в нем не было ни-ко-го.
Оцените пейзаж за окном. В солнечную погоду тут должно быть особенно хорошо.

Водичка лечебная.

Сюда вообще-то приезжают лечиться. Это только мы, избалованные исландскими горячими источниками, просто лезем купаться. На базе имеются номера для проживания, стоят 64 лева за двушку в день. Территория базы очень ухоженная и красивая, место весьма и весьма умиротворяющее. Рекомендую.