Переход озеро Художников — перевал Птица — озеро Светлое занял у нас шесть с половиной часов.
К озеру Горных духов мы поднялись быстро, по левой тропе. Вот путь на перевал, он справа от пика Птица.

Чем ближе подходишь, тем менее страшно он выглядит. На самом деле, он просто очень высокий, но технически несложный.

Тонкий брат, вид сзади.

Вид на озеро Горных духов примерно с середины подъема. Слева Братья, но на Параболу сзади они уже совсем не похожи.

По дороге попадались симпатичные цветы.

Самые красивые примулы под перевалом я не сфотографировала, там достаточно крутой подъем и камни ползут под ногами, особо не попрыгаешь по склону.

А это мы пришли на перевал. Ну, то есть я сперва так подумала.

Вроде бы есть вид в обе долины, мы сели отдохнуть и поесть. Быстро стали понятны две вещи. Первая: скоро начнется гроза и надо быстренько валить отсюда. Вторая: это еще не перевал, дороги вниз нет, внизу сбросы. Надо подняться влево к подножию пика Птицы и пройти по полке. На всякий случай мы уточнили это у народа, который лез на пик. Их было несколько человек и они шумели у нас над головами в быстро сгущающихся и опускающихся тучах.

Виды с фальш-перевала. Оттуда мы пришли.

А туда нам не надо, это озеро Тушканчик и к нему с данного перевала дороги нет.

В большом размере.

Дальше мы полезли вверх на полку, обошли пик и успели спуститься с короткого, но неудобного отрезка пути с чемоданами. После чего начался серьезный ливень. С горы по дороге потекли потоки воды, и конечно же, эти потоки выбирали тропинку как самое удобное русло. Но спуск с Птицы простой и относительно пологий.

Ливень закончился и вот вокруг нас уже поляны с цветами.

Озеро Светлое.

Озеро находится достаточно низко, вокруг него лес и само оно относительно теплое. В августе народ тут, наверное, купается. Стоянок тут очень много, народа тоже много, но в основном в южной части ближе к выходу. Мы встали на северной оконечности, выбрав тихое место.

Наши толстые кедры.

Вот так мы ставили палатку, когда есть кедры. Кухня расположена в сухом месте, куда не попадает дождь.

Именно тут мы придумали определение: "Хорошая погода в Ергаках подразумевает не более трех гроз в день".

Возле озера Светлого сложно остаться голодным: на стоянках люди оставляют пакеты с крупой, сахаром и солью. Я даже нашла у нас пачку компота из сухофруктов, но мы не соблазнились, потому что после перевала у нас был запланирован сублиматный морс из фруктово-ягодной смеси.

Вообще-то у нас оставался один лишний день, и при хорошей погоде мы бы провели его на озере. Но ночью и утром было мокровато, сидеть в дождевом облаке не хотелось, поэтому на следующий день мы отправились на выход.

Выкопали возле стоянки парочку золотистых рододендронов для мамы. Мама Рана любит их и выращивает у себя на даче. Уж не знаю, переживут ли они зиму, но недельный путь домой в пакете они пережили, были посажены и в настоящий момент пока живы, хоть и выглядят неважно. Интересно, что при посадке в самолет никто, ну никто не заинтересовался, что это у меня за саженцы. Может, я везу последний эндемик из заповедника? Оказывается, всем пофиг, а мы так готовились, один саженец даже сдали в багаж.

Встретили снегирей. В Сибири они проводят лето, а к нам прилетают зимовать.

С южной оконечности озера был виден пик Птица в облаках. Погода наладилась.

Как потом мы узнали, этот вид вовсю растиражирован на открытках с Ергаками и на всяких постерах.

Только там Птица не прячется в тучках. А у нас прячется.

Возле озера много больших стоянок типа молодежных альплагерей. То есть скалолазы ходят налегке на соседние пики, взяв только снаряжение. Мы наблюдали, как ребята тренировались в беге по пересеченной местности: вообще не представляю, как можно бежать по склонам, состоящим из скользкой глины, камней и корней.

Прощальные клумбы по пути.

Надпись "домой" порадовала, и она не просто так смотрит вверх: надо карабкаться на холм.

От озера Светлого до выхода на трассу (622-й км) дорога заняла у нас три с половиной часа. На автобус до Красноярска, который идет в 12.30, мы опоздали.
Но как только вышли на трассу и приготовились стопить кого-нибудь, сразу же подъехала маршрутка Кызыл-Абакан. Все удовольствие 410 рублей с человека, 40 рублей багаж. За четыре часа (включая 30-минутную остановку в кафешках Танзыбея) нас довезли до Абакана, там мы сели на поезд Абакан-Красноярск и утром были уже в Красноярске.
В Красноярске мы полюбовались на Столбы и даже кое-куда залезли, но это уже другая история.

На этом кончается мой рассказ про Ергаки, горы редкой красоты, про которые мало кто знает из живущих на европейской части России. Надеюсь когда-нибудь увидеть их снова, потому что пока в России я не встречала гор красивее.