По реке Намсонг сплавляются на всем, чем только можно: можно кататься на лодках с мотором, можно более спортивно грести на каяках, а можно расслабленно релаксировать, медленно дрейфуя в автомобильной камере. К тюбингу не располагала погода, прохладно для него зимой, поэтому мы выбрали каяки.

Вот рекламный проспект с описанием, которое вполне соответствует реальной программе.

В девять утра нас погрузили в тук-тук, наверху которого были привязаны каяки, и мы поехали 30 км вдоль реки вверх по течению. Группа была небольшая, 6 человек и гид.
Вот она наша речка.

Намсонг уже в декабре сильно мелеет, из воды торчат скалы и даже есть небольшие пороги, поэтому кое-где даже есть, куда грести.

Мы попросили себе по одноместному каяку. Вообще-то это тайские сияки, пластиковая конструкция с полостью внутри. Но в отличие от Таиланда, они тут достаточно убитые бесцеремонным обращением. Например, в качестве затычки в сливном отверстии у них них пучок травы, а пластик на багажных отсеках кое-где потрескался.
Вот мой букетик.

Но текут каяки умеренно. У тех, кто тощий. Однако под Раном каяк набирал внутрь воду быстрее. Приходилось время от времени вытаскивать каяки на берег и воду сливать. Мы даже с ним менялись каяками — выяснилось, что дырки и трещины везде одинаковые, это разница в весе (разница в каяках тоже была, скорость утопления после обмена упала вчетверо — прим. Рана). Именно там родилась уверенность последовать путем Дюкана по возвращении в Москву. Ну это же безобразие, когда под тобой тонет каяк!

Сперва мы прогребли совсем чуть-чуть и высадились возле двух пещер — Tham Sang представляет из себя зальчик с храмом, а в пещере Tham Nam происходит тюбинг.

Слоник в пещере Тамсанг.

И рукотворные барельефы в наивном стиле.

Возле Тамнам построено множество беседок для пикника и толпится народ. Сразу мы в пещеру не полезли: не знаю, было ли там подобие очереди, но гид решил, что толпа через час немного рассосется (и был прав). Поэтому для начала устроили нам ланч, он входит в стоимость программы: пожарили барбекю (шашлычки из разных овощей и курицы), выдали по багету, коробке с жареным рисом, а на десерт были фрукты. (Насколько я понял, очередь была, гид грамотно оценил ее продолжительность, и предложил нам ланч до пещеры, а не после, как это делают обычно — прим. Рана.)

Потом загрузились в тюбы, то есть попросту автомобильные камеры. Вода в пещере холодная, я переживала, что мы сильно замерзнем, но реально если мерзнет лишь зад (как у того лебедя), а поскольку руки-ноги на весу, то не очень холодно.

Вдоль пещеры протянута веревка, чтобы можно было, перебирая руками, забраться против течения. Пещера длинная и пробираться весело, нам понравилось, несмотря на кучу народа в обоих направлениях. В конце пещеры вода внезапно становится теплой. Снимать в этот день мало получилось, так что фотографии носят чисто документальный характер. Обычно руки заняты. Брали с собой только мою олимпус, который можно купать в воде, я его пристегивала к спасжилету или вешала на шею.

Ну а потом был, собственно, каякинг в сторону Ванвьенга.

Часа три мы преодолевали заявленные 19 километров. Сперва я старательно копировала курс гида, не вникая, почему он едет под тот или иной берег. Потом постаралась вникнуть и разглядеть эти треугольники на воде между двумя препятствиями. Группа попалась молодая и достаточно резвая, только пару раз останавливались слить воду.
Единственная моя фотография на остановке.

Надо бы раздобыть себе купальные шорты. Купальную футболки мы купили в Новой Зеландии, а вот правильные шорты были только у Рана. Надо сказать, что все европейцы имеют более длинные и закрытые купальные костюмы, которые гораздо практичнее в активных видах отдыха — меньше горит кожа, ее труднее стереть и т.д. Короткие плавки для мужчин, кажется, больше нигде не практикуются, кроме России, везде что-то подлиннее.

Встретили по пути немногочисленный народ на тюбах. Никаких тарзанок по берегам, хотя бары с напитками есть. А вообще пусто — прохладный сезон. Раньше, говорят, народ вовсю пил разные жидкости и сигал в речку с тарзанок.

На следующий день мы взяли велики поехали в Голубую лагуну.
Это небольшая заводь на одной из рек, место очень приятное и атмосферное.

Рядом есть беседки, кафешки, но мы приехали рано и народа почти не было.

В горе наверху есть большая пещера.

В большом зале, куда еще проникает свет, лежит Будда.

А дальше надо брать фонари и гулять, пока не надоест. Не знаю, как глубоко она уходит. Мы погуляли, пока пол был относительно ровный.

Но основное развлечение - это купаться и смотреть на реку.

Вот здесь видны площадки для прыжков, тарзанки, качели над водой.

Я прыгала в основном с тарзанки и с нижней площадки.

А еще в заводи много рыб, а у нас были с собой багеты с завтрака. Так что рыбы пообедали.

Дорога в деревню.

После я исследовала подземную реку возле Там Джанга, а в оставшееся время посмотрели на деревенские храмы.
Время было предзакатное, идеально для съемок.

Понравилась концепция храма-дерева.

Заходим в следующий храм, а там внутри... монахи смотрят телек прямо в храме, а кто-то спит. С одной стороны, все спокойно и без комплексов. С другой — сильных буддийских храмов я в Лаосе не видела, честно говоря. Есть красивые, есть приятные, но оно как-то все не очень серьезно. Стоит признать, что из всего Индокитая искать серьезные храмы лучше всего в Таиланде.

На закате желающие могут покататься над карстовыми горами на воздушном шаре. Вот на таком веселом и ярком.

Вечером сидели в своей кафешке и наблюдали предновогодний закат.

Говорили за жизнь, которая наконец-то начала налаживаться. Это сейчас от поездки остались только приятные впечатления и яркие фотографии. А на самом деле в первую неделю было как-то больше внутренних сложностей и того, что не нравится — холод, простуды, веселая азиатская дорога... Потом успокаиваешься и попускает. В этот раз понадобилось целых шесть дней, чтобы попустило. Лично я осенью 2013 явно работала больше, чем нужно и сильно устала, оттого такой эффект.

Новый год в Ванвьенге проходит почти незаметно, и это прекрасно. Вечером музыка в кафе была чуть громче, но после 21:00 все это прекратили. Лишь на следующий день кафе открываются позже обычного и рано утром надо еще поискать свой завтрак.

Техническая информация.
Чтобы сплавиться по речке Намсонг, мы взяли дневной тур в агентстве V.L.T. natural tours (25$ с человека). Агентств в Ванвьенге очень много, цены похожи.
Отличается лишь понтовое и раскрученное турагентство Green Discovery, у которого все везде дорого (там наша программа внезапно стоила 38$). Дело в том, что это большое агентство, филиалы которого есть в нескольких городах Лаоса. Часть их туров уникальны (канупинг в Паксонге, например, о нем позже). Поэтому и за обычные простые туры они просят больше, чем надо.

Велосипеды с переключателями стоят 25 ккип в день, главное — найти сносное качество и хорошо их проверить. Без переключателей они дешевле, но по грунтовке на них ездить очень трудно из-за крупной щебенки. До Голубой лагуны 7 км — дорога неприятная, глинисто-каменистая, ехать трудно не только из-за щебня, но еще из-за пыли.
Вход к лагуне стоит 10 ккип, включая пещеру.