Курсы слоновождения. All Lao Elephant Camp

Почти все, кто бывали в Юго-Восточной Азии, катались на слонах. Туристов сажают в специальное кресло на двоих или на четверых, неспешно и недолго возят по соседнему лесу или парку, иногда купают вместе со слоном. В более продвинутых случаях, как в непальском Читване, на слоне отправляются в джунгли, и это залог безопасности и некоторой защиты от носорогов.

Но хочется-то самому научиться управлять слоном! Сидеть верхом у него на шее, рулить слоном, переправляться на слоне через реки. Как оказалось, все это можно организовать в Лаосе.

Лаос — родина слонов, кроме шуток! Старое название государства — Лан Санг, «Страна миллиона слонов». Здесь, в глухих деревнях, люди и слоны еще живут и работают рядом. Работают достаточно тяжело, на лесоповале. Но некоторым слонам повезло больше, они живут в специальных «слоновьих лагерях» и возят только людей. А люди учатся с ними обращаться.

Два года назад мы увидели вот такую рекламку и поняли: нам надо туда, на курсы махутов.

За пару месяцев до поездки мы списались с организаторами. Нам достаточно оперативно ответили и взяли первоначальный взнос за бронирование. Приехать в лагерь можно как на день, так и на неделю. Мы выбрали четырехдневную программу и это было оптимально.

Махут — это наездник и пастух слона одновременно. Человек, который ухаживает за слоном и следит за ним целый день, с перерывом на сон. Одному слону полагается один махут, не меньше. В идеальном случае слон и человек живут вместе многие годы. Конечно, мы понимали, что за четыре дня немногому научимся, но опыт был интересный и необычайно позитивный.

All Lao Elephant Camp — один из самых больших заведений подобного рода, ему уже десять лет и тут живут 15 слонов: 12 слоних и всего три слона. Девочки послушнее мальчиков, а для работы с новичками это важно. В лагерь попадают слоны в среднем возрасте (а живут они примерно столько же, сколько и люди), уже поработавшие в молодости на тяжелых лесоповальных работах и обученные выполнять определенное количество команд. Помимо пятнадцати слонов, в лагере работают 22 человека — махуты, гиды, повара и горничные.

Лагерь расположен в живописном лесу у реки.

Река — обязательное условие для содержания слонов. Они не только много пьют, их нужно дважды в день купать для чистоты и здоровья. А то, что река мутная... мы и сами там купались, нормальная река.

Это специальная платформа, с которой слонов седлают и с которой удобно садиться верхом. И по совместительству слонов тут кормят после прогулок.

Сюда приезжают и просто покататься, и поучиться. Вот, например, большая однодневная процессия с катанием и купанием, но обучение у них было минимальное.

Фотографии собраны из разных дней, поэтому где-то у нас солнечно, а где-то — туманно и пасмурно. На севере Лаоса зима все-таки дает о себе знать, ночные температуры меньше +20 и бывают облака. Днем — как повезет, но действительно теплых и солнечных часов в целом немного.

К нам с Раном сразу по приезде был приставлен отдельный гид, милый молодой человек по имени Пупа (называли мы его, правда, Эмти, ник у него такой). По-английски он говорил вполне прилично. В обязанности Эмти входила организация нашего обучения и досуга, а также ответы на все наши вопросы. Махуты английским не владеют совсем, поэтому переводчик был необходим.

На территории лагеря расположен гостиничный корпус с ресторанчиком и Mahout lodge. В программу входит не только обучение, но проживание и питание. Гостиница еще не достроена, поэтому и народу немного. Мы жили в лодже, домики там отличные — в лесу, на берегу реки, уединенно расположенные.

Внутри красиво и уютно, и подушки со слониками :-)

Вечером тут было очень хорошо: фонарики, зеленые листья, цикады, лягушки... короче, все как мы любим. Людей не видно и не слышно.

Постояльцам выдают специальную одежду для общения со слонами, синюю униформу в китайском стиле. Одежда быстро пачкается, к тому же в ней придется регулярно мокнуть в речке. За день уходит в среднем два комплекта. Грязную униформу забирают и приносят чистую.

Сперва краткий курс молодого махута: надо выучить команды на лаосском.

Все необходимое тут есть, и даже больше. Слон слушается команд, правда, делает это неспешно. И с первого раза, как правило, работать не спешит. Слоны и лаосцы очень подходят друг другу по темпераменту в этом отношении. Поэтому каждую команду надо повторять громко, несколько раз и повышенным тоном, как бы сердито. Иначе вас проигнорируют.

Потом нас познакомили с нашими слонами. В эти четыре дня каждый будет ездить на своем слоне, привыкать к особенностям его характера.

У Рана — слониха по имени Шоколадка.

Ей 40 лет и она весьма проворна, успевает всем поинтересоваться и съесть все, что дают.

Я ее тоже кормлю банановыми стеблями.

Надо сказать, что сперва я немного опасалась — слоны все-таки крупные животные и мало ли, что там у них на уме. Но оказалось, что они гораздо безопаснее лошадей: можно подходить с любой стороны, не бояться, что слон резко дернется или толкнет тебя. Слоны в целом — плавные и неспешные животные. И достаточно ленивые. Даже когда они чего-то опасаются, они не бегут и не прыгают.

А вот и моя красавица Пинг-Понг со своим махутом.

Пинг-Понг вообще никуда не спешила, любила пожевать травки даже во время прогулки и купания. Ела медленно и степенно, не пыталась залезть вперед кого бы то ни было и вкусняшек не требовала. Ей 42 года, средний возраст, характер флегматичный.

Мы забрались на слонов с платформы. Махуты некоторое время ехали у нас за спиной, а потом слезли. Далеко они все равно не отходили: во-первых, слоны не очень-то нас слушались. Да и их они слушаются со второго раза на третий. Во-вторых, слон дорого стоит, без присмотра его оставляют только на ночь. :-)

На шее у слона сидеть очень здорово! Он теплый и уши, которые нужно все время шевелить пальцами ног, тоже теплые. Колени наездника защищены ушами, так что слон, который трется об дерево, седока не цепляет.

Это у Рана была еда в руках, и проворная Шоколадка требует добавки.

Наверное, вы заметили у нее на ухе веревочку. Это отличный способ управления, за такую веревочку слона можно вести куда-либо или подгонять, если он тормозит.

Вообще-то во многих местах для управления слонами используют стрекало или анк, такую жуткую на вид острую железную штуковину. Слон ее, конечно, быстрее слушается, чем голоса. Хотя анк в идеале не должен причинять ему вреда, всякое бывает. Кожа у слонов толстая, но хрупкая.

Так вот — в нашем лагере стрекалом никто не пользовался. Слонов уговаривали словами, ну и вот еще иногда вели за веревочку.

На сложном рельефе слоны опираются на хобот и вообще ощупывают им сложную дорогу. И даже встают на колени в сложных местах. Примерно вот так:

За эти четыре дня мы повидали слонов в таких интересных позах — даже не догадывались, что они так умеют.

Фотоаппарат был в руках гида, качество снимков увы, но представление дает.

После прогулок мы кормили своих, а заодно соседних слонов.

То, что они ловко умеют использовать палец на хоботе — я и раньше знала. Но не видела, насколько: они очищают банановые стебли от внешнего слоя и оставляют только вкусную сердцевину. Они могут поднять вещь величиной со спичечный коробок.

Наше расписание в лагере выглядело примерно так.

Рано утром мы вставали и шли забирать слонов, которые ночуют в лесу. Слону надо часов 16 в день пастись, и они любят спать в тишине и покое, поэтому на ночь (то есть перед закатом) их отводят подальше в лес. В основном мы встречали своих слонов на половине дороги из лесу. Но в последний день я попросила дойти до леса, так что вставать пришлось в 6 утра. Хотелось посмотреть, как они там спят.

Слона привязывают на длинную цепь, чтобы он мог питаться ветками с окрестных деревьев. Это и есть самая лучшая еда для него, а всякие там овощи и фрукты — одно баловство.

Махут отвязывает цепь, а дальше он залезает на слона и командует ему вытянуть цепь. Прямо специальная команда есть — «сун». И слон хоботом подает махуту цепь, а тот укладывает цепь слоями на шее, чтобы она не мешала идти.

За ночь слон успел насыпать на себя не один килограмм пыли и грязи. Для них это спа-процедура такая, и от насекомых, и просто для удовольствия. Поэтому мы ведем слонов к речке купаться.

Места ночевки у слонов разные. Этот путь проходил через деревню (где в основном и живут махуты) мимо дороги.

Слоны боятся грузовиков, прижимаются к обочине. Для них грузовики, наверное, как большие неведомые звери. Но при этом никто не дергается и не пытается прыгать (вот лошади это дело любят, а слоны — нет, спасибо им).

И вот мы уже возле лагеря у реки. Обратите внимание на рыжий «культурный слой» наверху слона.

Дальше все купаются. По команде слон не просто заходит в воду, он садится и поливает всех желающих из хобота.

Затем все, мокрые и довольные, идут завтракать. Мы перед завтраком идем домой мыться и переодеваться.

Дальше программа различается, но обычно на слонах куда-то едут на пикник, либо просто катаются. На третий день нам предложили экскурсию на выбор, и мы сделали перерыв и съездили на водопад Тадсе, а потом гребли на каяке по нашей речке.

Один забавный кадр по пути. Это канун Рождества. Слоновый траффик!

Вечером мы опять купаем своих слонов, как же без этого. И отводим их в ночное.

Купаниям и прогулкам на слонах посвящена отдельная страница.