День 11. Кагбени - Марфа
Утро началось с Нилгири. Интересно, за что ее назвали Черной горой ("нила" на санскрите - "черный" или "темно-синий"). Вот три панорамы, кому какая больше нравится:




В большом размере






В большом размере

Солнце встает выше и гора все светлее:




В большом размере

А тут рассвет уже случился. В отеле рядом со столовой есть балкон, и все эти фотографии сделаны оттуда.




Напротив Нилгири с другой стороны от Кали Гандаки стоит Дхаулагири ("белая гора"), но из Кагбени ее не видно.
Вышли в 7 утра. Пока не поднялся ветер, планировалось дойти до Джомсома. Дорога занимает не больше трех часов, она достаточно легкая и пологая.

Прощальный взгляд на оазис Кагбени:




Нилгири с шиповником:




А вот этих красавцев я не видела. Зато их видел Ран и теперь ими можно полюбоваться.
Грифы. Небесные похороны какой-то копытной животинки:




Грифы покрупнее

Я видела только, как они летают, но нормально сфотографировать их ни разу не удалось. Они совершенно огромные, размах крыльев у них больше размаха человеческих рук.

В Джомсоме у Сантоша живет старший брат, посему предстоял семейный обед и он был неизбежен. Не то чтобы я очень к этому стремилась, из-за этого нам предстояло идти до Марфы под сильным, сбивающим с ног ветром. Но деваться было некуда, родственники - это серьезно. Надо сказать, что брата мы почти не видели и в основном общались с женой брата на темной и не очень уютной, но аккуратной кухне, совмещенной со столовой и лавкой всяких мелочей. Выяснилось, что хорошо приготовленный дал бхат для туристов ничем не уступает домашниему дал бхату. Зато в домашнем было немножко куриного карри.

Джомсом многие ругают и говорят, что он некрасивый и неуютный. Не знаю, за что - Муктинатх гораздо неуютнее, на мой взгляд. Впрочем, особо мы с местными достопримечательностями не знакомились.
Мне показали маленький храм Ганеши, и мы, конечно, сфотографировались с его мощной мышью:




А это военная база и естественный скалодром для армейских служащих. Очень симпатичная скала для лазания:




По выходу из города мне стало не до фотографий: был одет намордник, бандана и очки, фотоаппарат был убран подальше. На ветер можно было ложиться, а дорога была крайне неприятной - никаких интересных пейзажей, пыль столбом. Вообще-то в Джомсом заходить не надо: уж если идете мимо, то по другому берегу есть неплохой обход и красивое озеро Dhumba Lake.

Но вот на горизонте показался следующий оазис - деревня с уютным и понятным нам названием Марфа:





Этот архитектурный комплекс, напоминающий Поталу, на самом деле большой медитативный центр.
Деревню хвалят не зря - чистая, красивая, с характерными каменными улочками и белыми домами, с фруктовыми садами а также со знаменитым яблочным бренди.
Я объявила Сантошу, что намерена остановиться в Rita guest house. Он неожиданно заартачился, потому что договорился со своими знакомыми портерами, что они встретятся где-то в центре деревни. "Рита" же стоит на отшибе за деревней. Но я была непреклонна и сказала, что он как хочет, а я живу в "Рите", тем более что времени у нас достаточно и можно гулять куда мы захотим.
Выбранный по рекомендации гестхаус был действительно отличным. Чистый, уютный, с хорошим горячим душем. В нем же находилась лавочка, где улыбчивая хозяйка сортировала сушеные яблоки, продавала сок, бренди и сидр в бутылках и бутылочках всех размеров.




Непальские самоварчики в нижнем зале. Так и не знаю, как ими надо пользоваться, они все больше для красоты стоят.




Если пройти через кухню, то можно выйти прямо в сад:




Осенью тут, конечно, раздолье - яблоки, вишни и абрикосы в изобилии. Весной же просто красиво.




Прогулка по Марфе. Улицы пустынны. Конец апреля, а значит, конец сезона:




Для сравнения - фотография, сделанная месяцем раньше:




На скале над селением нарисовали ступу. Там же чудесным образом прилеплены какие-то религиозные сооружения.




А это я заглянула в первый попавшийся двор, в частное владение. Уж больно замечательная посуда:




Медитационный центр, похожий на Поталу, был закрыт:




Но мы некоторое время гуляли по лестницам и любовались на поселок сверху:




На крышах не только сушат дрова. Система крыш - это еще один этаж здания, там могут стоять столики, люди по крышам ходят из дома в дом.
После я отпустила гида к его друзьям и еще некоторое время гуляла по Марфе и окрестностям:




Купила себе бутылку натурального яблочного сока. Очень рекомендую. И так, с бутылкой в одной руке и веточкой конопли в другой, бродила, мурлыкая себе под нос что-то типа "Отец яблок". На голове у меня был огненно-рыжий платок паломника из Варанаси - вобщем, то еще сюрное зрелище.
Эта инсталляция как бы символизирует, что всяким сорнякам типа конопли, которая в изобилии тут растет, в сад входа нет:




Не только в меню, но и в действительности впервые был заявлен стейк из яка. Я, конечно, не упустила случая его попробовать. Як на вкус похож на корову, но вкус свободы присутствует - мясо более жесткое и концентрированное, что ли. Яблочный сидр в Марфе весьма приятен, а бренди я так и не попробовала, но привезла маленькую бутылочку батюшке в подарок. Так что шанс понюхать этот знаменитый напиток у меня еще есть.

Пока мой стейк готовился, мы с Сантошем успели поругаться из-за дальнейшего маршрута. Следовало определить список дней и предстоящих ночевок. Его не устраивали мои предложения, потому что отрезки пути казались слишком большими (при том, что они были стандартными, не более описанных в LP). Меня же не устраивало количество дней и не интересные места стоянок, которые он предлагал. Мы спорили больше получаса, в результате сошлись на компромиссе, но я уже достигла к тому времени температуры кипения. Последней каплей стало напоминание о деньгах за билет до Бесисахара. Тут я уже рявкнула, что деньги я, несомненно, заплачу. Но если ему еще хоть что-то не нравится, то он может получить расчет прямо сейчас и идти на все четыре стороны - благо, автомобильную дорогу до дома ему уже проложили. Если бы в столовой была дверь, я бы ею хлопнула.
Сантош понял, что дело серьезно и я не шучу, поэтому через 10 минут пришел извиняться и мириться. Он надавил на мои многолетние ролевые стереотипы, сказав, что отныне последует за мной куда и скажу и больше не будет спорить. Я оттаяла и тут же совершила непростительную ошибку - в знак примирения мы обнялись. Нельзя, ни по какому поводу нельзя обниматься с индусом, а Сантош - неварец по национальности и индуист. Ведь они крайне просто устроены, у них, по большому счету, две кнопки, вторая и третья чакра. И вот сейчас где-то внутри человека произойдет переключение невидимого тумблера и у меня начнутся проблемы совсем другого свойства. И они действительно начались, с последствиями мне пришлось бороться следующие два дня.
Но об этом я узнала только завтра. В этот вечер я примирилась с обстоятельствами и заключила, что гиды даны нам во испытание.
Так же как и мы им. Я ведь тоже далеко не подарок. В этом путешествии я вообще пришла к выводу, что лучше мне не пытаться ездить куда-то с людьми, не имеющими собственной подготовки и не являющимися самостоятельной единицей в путешествии. Потому что я очень требовательна к себе и окружающим и несовпадение планов, темпа и ритма перемещения переношу с трудом - слишком привыкла к одиночеству. Поэтому во избежание стремительной порчи отношений я отказываюсь от подобных планов и прошу прощения у тех, кто рассчитывал на совместные поездки.