Путь в Соло Кхумбу. День 1: Шивалайя - Бхандар

В этот раз все тягостные формальности по прилету в Катманду сделал за нас наш гид Кришна. Он заранее подготовил треккерские удостоверения (TIMS), купил нам авиабилеты из Луклы, причем на свои деньги, поскольку переслать денежки в Непал достаточно дорого. Потом Кришна встретил нас в аэропорту с машиной, отвез в гостиницу и помог обменять доллары по хорошему курсу. А когда мы были пристроены, съездил за билетами на автобус. Вобщем, наш зайчик сизокрылый помог нам еще немножко побыть белыми людьми.

В оставшееся время мы пытались купить недостающие вещи на Тамеле и все равно слегка выбились из сил. Все-таки бестолковое место, не нравится мне оно. Кто бы заранее сказал, что Намче Базар подходит для шопинга на порядок больше, так мы бы только газ заранее купили, с остальным бы подождали.

Гостиница оказалась так себе, потому что в ней не было электрогенератора. С электричеством в Катманду год от года все хуже и хуже, не более 9 часов в сутки можно добыть его из сети - часть глубоким днём, а часть глубокой ночью. Поэтому феерическое зрелище было вечером в номере: разложив горелку на ковре среди мебели, добываем кипяток для чая при свете лобных фонариков.
На следующее утро в 8.00 мы погрузились в гламурный рейсовый автобус на Шивалайю.

Обещали 12 часов дороги, что заранее приводило меня в трепет. Нам повезло - автобус не ломался, дорога была в порядке, никто перед нами под откос не падал, поэтому доехали мы всего за 10 часов.
Мы обратили внимание, что на крышах автобусов и машин больше нет колоритных мешков, мотоциклов и домашних животных. Ран предположил, что однажды что-нибудь с крыши упало кому-нибудь из непальского правительства на голову, и они приняли меры. Меры заключались в том, что теперь мешки с капустой, ящики с помидорами и старые автобусные шины ставят в проход между сиденьями и при попытке войти и выйти из автобуса полоса препятствий всем обеспечена.
Автобус едет с музыкой, нет - он на ней работает. Если музыка есть, автобус едет, если нет - он встает. Однажды мы некоторое время стояли в тишине, и один из пассажиров - колоритный улыбчивый дед - запел, чтобы автобус завелся и поехал. Сработало. А в последние полтора часа пути, когда я совсем одурела от пыли и тряски, часть пассажиров стала петь хором. Может, благодаря им мы добрались на два часа раньше. Все равно уже темнело.

Шивалайя - маленькое поселение с тремя очень простыми лоджами. Мы выбрали River Guesthouse. Душа в нем нет, только ведро с горячей водой, электричество работало с перебоями, но место все равно вполне приятное. Над лампой в столовой ласточки свили гнездо, чтобы было потеплее. Здесь сильно холоднее, чем на старте в районе Аннапурны, поэтому в первую же ночь мы достали спальники.

На следующий день, 18 марта, нам предстояло пройти от Шивалайи до Бхандара. Ночью шел дождь и весь день было пасмурно, но идти было удобно и приятно. Пейзаж в тумане был мрачноватый и пока не очень зеленый.

Мы перепаковали вещи, Ран оставил себе рюкзак в 10 кило, я взяла 5-6 килограммов, а большой рюкзак с остальным барахлом повесили на портера. У Кришны был на примете кто-то из местных, но он застрял по дороге в Шивалайю. Поэтому здесь же деревне был найден суровый дядька по имени Тилак, и наш маленький, но гордый отряд выдвинулся в путь.
Я опасалась, что нам придется идти по проезжей грунтовке. Этот отрезок пути еще можно на чем-то проехать. Но нет, тропа лишь иногда пересекает грунтовку, а так была восхитительно пуста и нам никто не мешал.
Вокруг цвела вишня,

и конечно они, лалигурасы.

Греки еще называют их рододендронами, но где мы, а где те греки?

Весной погода, конечно, бывает пасмурной, но ради лалигурасов и других красивых цветов в Непал надо ездить именно весной.

Идти можно прямо по опавшим цветам:

Обратите внимание на глубину тропы. Она бывает и метр, и полтора глубиной: в дождь по тропе течет вода и вымывает землю.
Цветет рапс:

Пытались фотографировать крошечных козлят:

На этом отрезке пути мы видели достаточно много кошек в деревнях (в норме их в Непале нет), а в деревне Кхарсубас жили толстые белые кролики. Это предмет роскоши, их разводят только на шерсть и не едят.

Женщины несут домой дрова:

Обедали в деревеньке Деурали, что стоит на маленьком перевале. Он хоть и маленький, но холодный: пришлось доставать толстый полар, пока ждали своего обеда.
Попробовала похлебку sherpa stew. Вот есть ирландское рагу, а у шерпов есть эта самая sherpa stew. Густой суп из того, что подвернулось под руку. Вкуснее всего (и аутентичнее, наверное), когда в ней есть картошка и клецки. Но позже мне в sherpa stew попадался и рис, и макароны, что явно является профанацией блюда. Горячая похлебка на холодном ветреном перевале - это то, что надо.
900 метров подъема за день прошли незамеченными, высота маленькая. А вот за 600 метров спуска коленки с непривычки начали ныть, хотя я вовсю использовала треккинговые палки. Но уже на второй день стало лучше.

Деревня Бхандар, где мы остановились на ночлег, весьма симпатичная. Тут есть монастырь, вокруг поля, на которых растет пшеница и чай.

Для чая, правда, был не сезон, новые листочки появятся позже, когда станет теплее.
Красота возле нашего лоджа:

В оставшееся светлое время (а темнеет в шесть вечера) мы гуляли по окрестностям.
Ступы возле монастыря:

Я очень люблю сельские пейзажи горного Непала. Вот выйдешь в русское поле, и не за что глазом зацепиться - один слой пространства. А тут и поле, и лес, и горы на заднем плане - несколько слоев, и как-то очень хорошо друг с другом совмещаются.

Параллельно с нами в трек отправились еще двое - австрийка Мериэн с гидом и канадец индийского происхождения Радж. Оба одиночки, они быстро объединились: Радж понял, что нести рюкзак самому не очень приятно, и договорился с гидом Мериэн об удачной сделке. Тот понес два рюкзака и стал немного богаче. Народу по дороге в Луклу мало - как трекеров, так и местных, даже караваны осликов здесь почти не гоняют.

Техническая информация:

Из этого путешествия мы привезли отфотографированные ценники на еду. Они не всегда хорошего качества (многие сняты вечером в темноте), но это ценная информация, позволяющая вдумчиво посчитать поездку.

В этот раз мы летели удобно, катарскими авиалиниями. Стыковка в Дохе была четыре с небольшим часа. Билеты брали за полгода и стоили они 35000 в оба конца. Немного дороже, чем через Дели, зато удобнее и не тратится столько нервов при пересадке между разными авиакомпаниями.

О зарплате: гиду сразу предложили 20$, портеру 15$. Это весьма неплохие деньги, не большие и не маленькие в нынешнем году.
Курс непальской рупии в марте был 70,9 рупий за 1 доллар.
Автобус Катманду-Шивалайя местный, туристических не бывает, билет стоит 700 рупий. Идет от Ратна-парка.
Авиабилет Катманду-Лукла нынче по 120$ для иностранцев и 3400 рупий для местных жителей. Пермиты: TIMS - 15$, вход в нацпарк Сагарматха оплачивается в Монджо, собственно, при входе в этот самый парк (1000 рупий).
Баллон газа в 450 гр. стоит 1000 рупий и хватает его где-то на 30 литров кипятка (условия работы - экран, высота 3000-5000, температура воздуха соответствующая)

Шивалайя (17 марта). Остановились в River GH, комната 200 рупий.
Меню (для удобства делите цены на два и они будут в рублях). Дешево и сердито.

Обедали в Деурали (название лоджа не помню).
Увы, ценник виден плохо, но общее впечатление составить можно:

Следующая ночевка 18 марта - Бхандар, Shobha Lodge.
Тут есть газовый душ. Цены на еду уже хорошо подросли.