День 23. Гокио - Гокио Ри - Луза.
Пейзаж с утками. На заднем плане гора Парилапче (6017м.)

Настал последний из трех знаменательных дней. Нам предстояло подняться на Гокио Ри (5360м.), чтобы в последний раз посмотреть вблизи на Эверест.

На этот раз я заявила, что ночью я никуда не пойду. Калапаттарских лишений мне хватило. Поэтому мы решили рискнуть: выйти из поселка в семь утра, чтобы в девять быть на Гокио Ри. Солнце к тому времени поднимется над горами настолько, что уже можно будет что-то увидеть. А облака, может быть, еще не закроют горы. По второму пункту можно было рассчитывать лишь на собственное везение, никаких гарантий не было.
Уже с утра по небу потянулись полупрозрачные перистые облака. Вот они начали закрывать небо над Чо Ойю.

А внизу по безлюдному поселку бродили птицы конгмы.

Они без страха подходили к жилью, ища себе какую-то еду. Здесь их никто не обижает и не ест.

Я считаю, что на этой фотографии отражена истинная шарообразная сущность конгмы:

Тут же на снегу дремали яки.

В месте впадения реки в третье озеро был небольшой участок открытой воды. Там плавали две восхитительные рыжие утки.

Эта утка зовется нангма. Пара уток плавает в каждом из трех озер.

Пришло время подниматься наверх. Эти 600 вертикальных метров в солнечную погоду и после завтрака не кажутся сложными. А может, мы просто привыкли.

На вершине Гокио, в отличие от Чукунг Ри и Калапаттара, сложно заблудиться. И там достаточно места, чтобы друг другу не мешать, даже если поднялись сразу несколько групп.

Вот так отсюда выглядит Эверест.

Сразу видно, кто тут самый высокий, пропорции не искажены.

Чуть ближе.

С вершины Гокио открывается отличная панорама на 360 градусов. Здесь я поделилиа ее на две части, чтобы не было очень мелко.

А тут можно посмотреть полную панораму, склеенную из восьми кадров.

Несколько красивых гор отдельно.

Это гора Gyachung Kang, всего 48 метров не хватает ей до восьмитысячника. Очень красивый ледник у нее. Справа с ним сливается ледник Нгозумпа.

Kangchung западный (6089м.)

У этой горы нет имени, только порядковый номер. Мне облако понравилось.

А это взгляд вниз, на поселок Гокио и вал, отделяющий его от ледника.

Видно, что Молочное озеро на самом деле ярко-синее, когда растает.

Наши флажки.

Мышь у Эвереста.

Ну и фотка на память.

Пуховик я несла с собой. Подниматься в нем было бы жарко, а вот наверху посидеть - в самый раз.
Времени у нас было полчаса. После этого облака, поднявшись необычайно быстро, закрыли все интересные виды. Так что люди, поднявшиеся на вершину позже нас, ничего не увидели. Нам же в этот раз повезло.

На спуске мы посмотрели на перевал Ренджо Ла. Он хорошо виден с возвышения, и вообще по описаниям самый простой из трех намеченных. Но решение не идти на перевал уже было принято. Два дня спустя мы разговаривали с людьми, штурмовавшими перевал на следующий день: прошли они нормально, но гор из-за облаков не было видно.

В этот день мы начали спуск вниз. Погода была непрятная - сильный ветер в лицо и метель.

Через три часа мы были в Лузе. Хозяйка рассказала нам, как зовут всех птичек. Мы расспросили про ее хозяйство. Все яки у нее - мальчики, поэтому молока и сыра нет. Зато есть шерсть. Видимо, с разнополым стадом труднее управляться по осени, когда у яков брачный сезон. Днем они пасутся на окрестных склонах, а вечером их подкармливают дома, причем у каждого своя охапка сена и своя поилка, чтобы не было конфликтов :-)