День 24-27. Луза - Лукла - Катманду.
Шли вниз мы без особых приключений.
Долина Дудх Коси.

В первый день (10 апреля) примерно за 6 часов мы дошли от Лузы до Намче Базара.
Вот это, интересно, карликовые рододендроны или все-таки нет? Растут на 4000м. и выше в долине Дудх Коси.

А эту красивую птицу мы видели уже недалеко от Намче.

Внизу, возле города, началась весна.
Горные ирисы очень похожи на садовые, только стебель у них низкий.

По приходе в Намче Базар заселились в другой отель по имени Hotel Tibet. Там была печка и неплохие комнаты, но кормили невкусно. В этом городе нам определенно не везло с жильем. Хотя на следующий день истина нам все-таки открылась. Khumbu Lodge - вот где мы будем жить, если вернемся сюда еще раз. Там вроде бы прекрасно все. Заходили туда поужинать, злостно нарушая местные правила.
В Намче Базаре вновь начался неудержимый шоппинг. Это город для покупок подходит больше, чем Катманду. В частности мы купили пачку универсальных головных уборов "бафф" себе и всем родным, ходящим в походы. Хороши в Намче также пуховые варежки и чуни. А еще купили мамам в подарок украшения: в Намче очень красивые шерпские ювелирные изделия из серебра и полудрагоценных камней. Если бы я носила серебро и бирюзу, я бы такие сама одела, настолько они мне понравились. Ну и цены смешные, конечно.

У нас было в запасе два дня, и один из них (11 апреля) мы решили потратить на прогулку в Таме. Это поселок в долине реки Бхоте Коси, радиальный выход из Намче Базара занимает полный день.

Дорога в Таме.

Честно говоря, нам было лень туда идти, потому что мы за прошедшие три с лишним недели нагулялись. Но сидеть в городе хотелось еще меньше.

Середина апреля, а в этой долине рододендроны только зацветают.

Эту маленькую птичку мы назвали "лалигурасница". Она пьет нектар из распустившихся лалигурасов, залезая в цветок так, что только хвостик торчит наружу.

Дикий, но симпатичный горный козел. Не брезгует деревенскими огородами.

На уровне Таме есть переход с северного берега реки на южный. Там красивые росписи на стенах и очень живописное каменное русло.

В Таме мы пришли поздно. Там есть монастырь в склоне горы, но у нас уже не было времени к нему подниматься, да и погода оставляла желать лучшего. Поэтому мы только зашли в поселок пообедать, выбрав для этого "Evertst Summiter Lodge". Хозяином его действительно являлся некий Апа шерпа, 20 раз поднявшийся на Эверест. Ожидая своего супа, мы внимательно прочли сертификаты, развешанные по стенам заведения. Потом поискали хозяина, но, естественно, не нашли. Ведь в это время он был на горе, чтобы подняться в двадцать первый раз. Каждый раз это происходило в мае месяце, следовательно, в апреле группа уже работала на склоне.

12 апреля мы спустились из Намче Базара в Луклу. Путь вниз занял семь часов, включая отдых и неспешный обед в Тактоке. Там готовили яблочные момо, и это было вкусно. Впервые стало действительно тепло и можно было идти в легкой кофте.

На следующий день в Лукле мы наблюдали процесс отлета пассажиров. Пока только как зрители.
"Что ты ржешь?! Завтра так же будешь по полю метаться..."
"Да ладно, завтра я тоже буду такая белая и с круглыми глазами, а сейчас дай поржать!"

Этот горный аэропорт у всех оставляет глубокие впечатления и вызывает сильные эмоции. Двухсотметровая взлетно-посадочная полоса обрывается в пропасть, садиться там можно только "по СКП", оттого в плохую погоду аэропорт закрывают.
Мне же он показался крайне сюрреалистичным местом.
Представьте себе такую картину.
Пять самолетиков заняли низкий старт.

Вокруг катаются два вертолета, для собственного удовольствия. Взлетят, полетают 5 минут, сядут. Сильно нервируя пассажиров.
Вдоль решетки, которой аэропорт огорожен, гонят корованы. Коровы мычат и бренчат колокольчиками. В синем здании на территории аэропорта решили приготовит завтрак...по-черному, из-под металлической крыши на полосу валит черный дым. Через этот дым на тележке везут топливо, чтобы заправить самолет. Пассажиры гуляют вокруг самолета, ложатся под крыло фотографироваться. Самолет в это время разминает хвост: поворачивает хвостовую панель с хорошо слышным скрипом.
И вот коровы мычат, дым валит, хвост скрипит, вертолеты катаются...

Но вдруг раздается сирена. Это значит, что тучи поднялись над перевалом и можно лететь. Пассажиры бегом загружаются в самолет.

И он быстренько улетает.

За следующие шесть минут улетают остальные четыре самолета.
Мы же гуляем вниз, в деревню Мышь. Жаль, что там всегда плохая погода, сегодня опять пасмурно, хотя вокруг все цветет.

Око заката.
А в нем - Конгде Ри.

На следующий день, 14 апреля должны были лететь мы. В 7-30, когда мы пришли регистрироваться, стало понятно, что из Катманду не прилетел еще ни один самолет. Наш рейс у Tara Air был пятым. В девять утра тучи разошлись и три рейса сумели прилететь, не глуша моторов загрузить пассажиров, и улететь обратно. Четвертого самолета пришлось ждать долго, а потом тучи спустились совсем низко и аэропорт закрыли. То есть мы уже получили посадочный талон, сдали багаж, и тут работники аэропорта и говорят всем выметаться и погулять часок-другой. Хорошо, что я взяла в ручную кладь всю оставшуюся еду и не сдала в багаж пуховик.

С самого начала, прислушавшись к своей интуиции, я поняла, что все будет хорошо и мы улетим. Но часам к двум дня (улететь мы должны были где-то в 8-30 утра) уже говорила "больше никогда, или пешком или на вертолете!" Вертолету плохая погода действительно не помеха, только билет стоит раза эдак в четыре дороже.

Но тучи действительно поднялись и еще через час мы улетели. Самолетик "Дорнье" рассчитан на 16 пассажиров, это такая воздушная маршрутка. Можно рассматривать приборы в кабине пилота и наблюдать, как он рулит. Страшно не было, самолет не болтало в воздухе, хотя летели мы под потолком из туч, можно сказать, проскребая пузом все горные перевалы.
Это было безумно красиво, я просто задохнулась от восторга и простила сразу ожидание и неопределенность этого сюрного аэропорта.
Высота птичьего полета. Было видно все-все - домики, храмы, ступы, хвойные леса, а возле перевалов можно было пересчитать каждый цветок на рододендроне. Горный Непал лежал внизу, как отдыхающий дракон - с хребтами, изгибами, поросший шерстью-лесом. Более прекрасной земли здесь и сейчас, в этой жизни, я не знаю.

А потом земля стала плоской и волшебство рассеялось. Мы приземлились в аэропорту Трибхуван, и уже вечером, поселившись в знакомом Khumbu Hotel, созерцали любимую ступу.

Мне осталось рассказать только про поездку в Парпинг и про возвращение домой.
Скоро будет последний пост этой серии.

Техническая информация

За день до перелета из Луклы в Катманду билет нужно подтвердить в офисе авиакомпании. Ну это и так все знают, кажется.

В Лукле две ночи мы прожили в Khumbu Lodge. Там вкусно кормят, в номерах есть удобства в виде туалета и умывальника. Минусы: в столовой нет печки, двери комнат выходят непосредственно в столовую, то есть если вам попались шумные соседи, спать они не дадут.