Солевое поле на верхней дороге в Кагбени.




Подъем в 3.30 - это еще не утро. Но оказалось, что я вполне жива и даже способна съесть две ложки каши. А вот выход в 4.50 - это уже утро.
Носильщик с суровым именем Кайла нам попался толковый, он хорошо шел, держал наш темп и явно имел запас прочности. Поэтому меня разгрузили полностью, Ран тоже вынул немного вещей из своего рюкзака.

Вышли мы в темноте, а рассвет начался после того, как мы прошли Верхний лагерь.




Если вам хочется побывать в космосе - сходите для начала на какой-нибудь из гималайских перевалов :-) Вот он, космос.







Но потом солнце встало и теперь вокруг нас "просто" арктическая пустыня.




Немец, который промаркировал маршрут, насчитал от последних лоджей Верхнего лагеря до перевала Торонг Ла 14 перегибов. То есть ты поднимаешься, видишь перегиб и думаешь - "Ну, за ним перевал!", а потом: "Ну, это уже перевал!" А они все не кончаются и не кончаются. Последние 40 минут было тяжело, выдыхать приходилось сперва с присвистом, потом со стоном. Но когда-нибудь ты все равно доходишь до четырнадцатого перегиба. Мы стояли на Торонг Ла в 8.50, то есть от Торонг Пхеди путь занял четыре часа.

И вот она, вмерзшая в снег табличка.




Мышь здесь уже была, а тупик попал впервые. Но держится молодцом.

Я дала четкие указания, помня о своих проблемах трехлетней давности: на перевале не тупить и не отдыхать, как можно быстрее начинать спуск.
Так мы и сделали. И это сработало! На спуске никакой головной боли, сразу появилась бодрость и резвость.




И еще нам очень помогли маленькие кошки. Ну просто чудо, как они хороши. Они вообще-то называются ледоступы, вот такие. Мы их надели еще в Торонг Пхеди, чтобы по дороге не останавливаться, и шли в них почти до Чабару (первые чайные домики на спуске). Именно столько было снега в этом году. Особенно приятно идти в ледоступах вниз, я вообще терпеть не могу скользить ни в каком виде.
В Чабару, кстати, можно попить яблочного сока.
В Ранипауву мы пришли достаточно рано, не позже 13.00. Некоторые спят утром и выходят на перевал позже, но если вдруг испортится погода, то это черевато серьезными проблемами. Наверное поэтому сейчас на перевале поставили вешки, чтобы в метель у людей был хоть какой-то шанс не заблудиться.

В Ранипауве мы поселились в "Моне Лизе", которая по соседству с "Бобом Марли". Там все лоджи так себе, еще в прошлый раз я изучила этот вопрос. Комнаты в районе Муктинатха обычно холодные и грязные. Так что надо расслабиться, радоваться спуску, горячему душу и тому, что ты просто жив.
Расплатились и попрощались с нашим портером. В этот день он отдыхает, а на следующий день ему идти перевал хоть и налегке, зато в обратном направлении, что гораздо тяжелее.

Мы с Муктинатхом не любим друг друга еще с прошлого раза. Не мое это место. К храмам мы прогулялись, конечно, но везде обшарпанность, запустение, приставучие типа-садху, пылища и пустыня. Деньги от меня получили только те, кто тихо сидел в сторонке и не приставал, вот принципиально. И это были явно буддийские паломники. Хотя и с буддизмом тут все не очень хорошо. Мы увидели новый, недавно отстроенный монастырь, вот такой:




Дошли до него, а он с билетной кассой на входе.
Нет, я понимаю, если этому храму много сотен лет, можно продать билетик. Но чтобы в новый?! Короче, фальшивые елочные игрушки этот их Муктинатх.

На закате было красиво, и антенна, я считаю, похожа на трезубец :-)




На следующий день мы собрались идти в Кагбени по верхней дороге. Она длиннее нижней, зато гораздо интереснее. Во-первых, раньше она была закрыта, потому что относится к Верхнему Мустангу, сюда пускали только по соответствующему пермиту. А теперь пройти можно. Во-вторых, путь проходит через несколько деревень, особо не затронутых туристической индустрией.

Этот веселый полосатый домик мы встретили в деревне Чонгур.




Возможно, это не просто домик, а какое-то культовое сооружение. Но такая позитивная расцветка замечена только в Верхнем Мустанге.

Вокруг пустыня.




Вот эта панорама в большом размере.

Но постепенно начинают попадаться пшеничные поля и первые распускающиеся листочки. На зелень особенно приятно смотреть после перевала.

А это деревня Дзонг.




На холме раньше была крепость (собственно, "дзонг"), теперь от нее немного осталось, а еще построили монастырь.




Остатки стен все равно завораживают.




Мы прошли через деревню, но на холм решили не забираться. Далее дорога шла в деревню Путак.







А вот и Путак в обрамлении гор и молодой пшенички.




Посредине отличный вид на Торонг Ла, откуда мы вчера спускались.




И вообще в рамках деревни есть жизнь, например вот:





Но стоит выйти за границы окультуренных земель, и снова только камни и пустыня.
Еще один вид на перевал. С нижней дороги всего этого не увидеть.




Верхняя дорога хороша также тем, что тут почти нет машин. То есть автодорога есть, но почти не используется.
А еще мы встретили соляное поле (на первой фотографии) и поле удивительных сверкающих камней. Не знаю, что это за минерал, но в ярком солнце тибетской пустыни определенные его грани искрились золотистыми и серебряными искорками. Мы не выдержали и взяли несколько камешков с собой. Но в Москве они почему-то так не блестят. Наверное, все дело в солнце.

К Кагбени мы походили с севера. Поэтому первый поселок, который увидели, был вовсе не Кагбени, а Тири, маленький оазис в пустыне.




Над Кагбени стоит вот такая башенка. Спускаться от нее вниз надо аккуратно, камни там сыпятся.




Вид с башенки на деревню. В прошлый раз я тут была в пыльную бурю и в непогоду, а сейчас вид очень благостный.




Горы Верхнего Мустанга под солнцем имеют интересные цветовые переходы.







В Кагбени мы поселились в New Annapurna lodge, где я останавливалась в прошлый раз. Он по-прежнему всячески прекрасен, и своими интерьерами, и горячим душем в номере, и вкусной едой. Так что не поленитесь дойти до южной оконечности поселка, этот лодж один из последних стоит на дороге в Джомсом.
После обеда пошли гулять. Сама деревня Кагбени очень милая, я о ней в прошлый раз писала. Неприличного дяденьку нашли, а вот неприличная тетенька от нас куда-то спряталась в узких средневековых улочках.

А после мы прогулялись в Тири.







Там теперь построили целый один лодж, так что желающие могут остановиться на ночлег.
Мы забрались наверх к храму, но он в этот раз оказался закрыт.
Вроде бы сейчас начнется дождь.




А вот и нет. Кагбени - пограничная климатическая зона. С севера сухая пустыня, на юге льет дождь, а здесь идет борьба облаков и сухого воздуха. Выглядит потрясающе.




Облака так и стояли весь вечер.

Калитка для акведука.




Вот такого размера тут телята, до порога еле дотягивают.




Мы думаем, что дикая корова тоже была небольшой, так что это вполне натуральный размер теленка. Это у нас коров раскормили до невозможности.

Вечером в приятной обстановке предавались радостям жизни. Впервые после перевала кормят вкусно, поят яблочным сидром, молочным коктейлем и потчуют всякими разносолами.