Ханой. Храм Литературы и не только.

Вернувшись из пригородов, мы решили посвятить один день осмотру столицы за пределами Старого квартала.

До Храма Литературы из туристического гетто можно прогуляться пешком.

Растительный дракон у входа.

К сожалению, смысл иероглифов мне неведом, но наверняка тут написано что-нибудь о просвещении.

Храм литературы, по-вьетнамски Ван Мьеу, был посвящен Конфуцию, построен в 11 веке и долгое время был совмещался с университетом.

До сих пор сюда приходят современные студенты, у них явно существуют свои ритуалы перед сдачей экзамена.

Черепаха во Вьетнаме символизирует мудрость. А конкретно эти каменные черепахи несут на себе не цаплю, но каменные скрижали с именами тех упорных студентов, которые все-таки смогли сдать страшные китайские экзамены. Кроме шуток, многие годами сдавали на то или иное звание чиновника.

Вы заметили, как блестит ее голова? Все ясно: чтобы сдать экзамен, нужно потереть черепаху.

Ряды черепах. Их даже огородили от особо ретивых студентов.

У каждой из них, как выяснилось, свое лицо. А может, это творческое переосмысление облика главных экзаменаторов?

Этот был лысый и с рыльцем.

Другой - курчавый и с клыками. Наверное, съел многих студентов.

А мне понравились драконы, которые изображают ручку горшка для сжигания благовоний.

Алтарей в храме несколько и везде вот такие ученые деятели.

Барабан с древним орнаментом, который привлек мое внимание.

Я видела и впоследствии этот рисунок, его кое-где повторяют. На взгляд дилетанта он больше похож на что-нибудь египетское или индейское.

Эх, жаль, что мне не хватит... а, ничего мне не хватит, чтобы такое дерево не то чтобы дома вырастить, а просто поддерживать в нужном виде. Ну хоть тут полюбуюсь.

Этот горшочек уже не из храма. Это мы пошли искать Пагоду на одном столбе и в окрестностях площади Бадинь набрели на сад бонсаи.

Надо сказать, что из-за хитрого пропускного режима к мавзолею так просто по площади не погуляешь. Пришлось обходить все эти кордоны и эту очередь.

Мавзолей в цветах.

Вообще-то мы повели себя как несознательные туристы и не ходили ни в мавзолей, ни в музей Хошимина, хотя по времени была возможность. Дядюшка Хо как раз хотел, чтобы его похоронили нормально, в смысле сожгли и прах развеяли. Но унаследовавшие власть решили иначе, тем более что в СССР были хорошие специалисты по вопросам мумификации, да и пример старшего брата был заразителен. До сих пор каждый год в октябре, говорят, возят его к нам на осмотр.

Вот только к Ленину теперь относятся неоднозначно, а к Хошимину по-прежнему хорошо. Он всю жизнь боролся за свободу своего народа и умер, совсем немного до неё не дожив.

Такие нарядные зайцы стоят! И это еще даже не почетный караул, так, дежурные на площади.

Вьетнамские военные в форме, кстати, не выглядат грозно. Наверное, из-за своих миниатюрных размеров. При этом впечатление должно быть обманчивым.

И вот наконец Пагода на одном столбе.

Она очень маленькая, но это одна из известных городских достопримечательностей. Французы, оставляя вьетнамскую колонию, разрушили старую пагоду, так что это реконструкция.

Маленький алтарь внутри.

А мне очень понравилась Куанам возле пагоды.

Для тех, кто не в курсе — это такая женская ипостась боддхисаттвы Авалокитещвары, в Китае ее называют Гуаньинь, в Японии Канон, а во Вьетнаме — Куанам.

А потом мы отправились в этнографический музей, но о нем я напишу отдельно.

Просто картинка на одной из вывесок понравилась.