Сеута – Марбелья – Сотогранде

Геркулесовы столпы, вид из Марбельи.

Четвертый раз пересекали Гибралтар, шли из Сеуты в Марбелью. Получилось около восьми часов, старшими в тот день были наши яхтмастера. Всего два часа под парусом, потом ветер стал встречным и все остальное время пришлось идти под мотором.

На седьмой день похода я подумала, что можно слезть с драмины и нам ничего не будет. Но не тут-то было. Драмина убирает симптомы морской болезни, однако адаптации организма не происходит. В результате Рану в этот день было плохо всю дорогу до спокойной воды. Мне было легче, но вниз я старалась не спускаться, с палубы не уходила. На следующий день уже было нормально и без лекарств.

А это везут лопасти от ветряков, они огромные.

Удивительно наблюдать, как в зоне разделения движения от нашей маленькой яхты отворачивают огромные танкеры. У нас оставался поднятым грот и не было черного треугольника, обозначающего, что судно идет под мотором и парусом. С виду парусник, которому нужно уступать, они и уступали. Лучше не надеяться на это, конечно, мы готовы были и сами повернуть, но они успевали раньше :-)

Неделю похода мы слушали радиопереговоры береговых служб. Понять что-либо довольно сложно, поскольку говорят быстро и больше на испанском, чем на английском. Меня интересовало, спасают ли кого-нибудь. Однажды мы в течение нескольких часов слушали повторяющиеся сообщения («В проливе дрейфуют две лодки, на одной - пять человек, на другой - десять человек»), и я задала неполиткорректный вопрос: «Скажите мне, а белых-то хоть спасают?» Ответом было многозначительное молчание. Хоть у Алексея большой опыт, но в спасательных работах он ни разу не участвовал. Однажды он нашел в проливе пустую лодку, подошел на яхте поближе и проверил, есть ли там кто.

Реальность состоит в том, что злополучных африканских беженцев малые суда спасать не должны и не будут, потому что это в первую очередь опасно для судна и экипажа.

К вечеру мы пришли в Марбелью.

На следующий день у нас было свободное время до полудня, чтобы погулять по городу.

В Марбелье есть роскошный променад, бульвар вдоль берега в несколько километров длиной, вдоль которого построены апартаменты.

Вдоль апартаментов растут не только кактусы, с которыми мы так любим фотографироваться, но и разные интересные пальмы.

В тот день был штиль.

И снова Геркулесовы столпы, расстояние до них около 30 миль. Видимость очень хорошая.

В Марбелье есть парк скульптур Сальвадора Дали. Они очень страшные, не скрою. Ничего не понимаю в современном искусстве.

Это «Космический слон».

Гораздо милее мне образцы искусства традиционного. За парком скульптур есть просто городской парк, и там такие замечательные скамейки и фонтаны.

Виноградную ветку хоть сейчас на платье, на вышивку или роспись.

Мне очень нравится картинки на керамике. Это свойственно всему Средиземноморью, но где-то они простые и даже аляповатые, а здесь, в Марбелье, совершенно завораживающие. Сценки какие-то, жизненные зарисовки на фонтане.

Мы заглянули в старый город, это несколько небольших улочек.

Представьте себе интерьер дома, у которого есть любящий хозяин с умелыми руками. Каждая деталь такого дома будет продумана — и цвета, и материалы, и фактура. Совершенно не обязательно, что это будет выглядеть роскошно. Допустим, наш хозяин среднего достатка. Так вот, в Марбелье улочки старого города — это вот такое пространство, продуманное и украшенное с любовью разными приятными мелочами. На мостовых выложены узоры из морской гальки. В ступеньках и стенах дома вмурованы плитки с картинками. Цветы и чистота здесь — само собой.

Справа у нас коррида, а слева — картинки с городскими пейзажами.

Я бы сказала так: еще ни разу не видела городского пространства, столь ухоженного и продуманного в мелочах. Участки частных домов так иногда украшают, дворы, но не улицы. Удивительно ощущение, мне очень понравилось в Марбелье.

Апельсиновая площадь. Не обманули, но ней действительно все деревья в апельсинах :-)

Заглянули в один из соборов в центре города. Если у них так красиво на улицах, то в соборе тем более великолепно. Тут уже парадная роскошь.

Уличная лавочка с самым необходимым. Кулечки с колбасками :-)

Точильщик с ножом. А велосипед — это его точилка. Крутишь педали, точилка работает.

Остатки местных замков.

Еще один парк, на переднем плане черепашки греются.

Очень приятно в середине ноября видеть цветущее дерево.

Тут я захотела хоть что-нибудь купить на память. Нам попался магазин с роскошными лампами.

Они меня завораживают, но я твердо помню, что квартира у нас однокомнатная. Так что мы ограничились розеткой для варенья и керамической плиткой-магнитом. Из Марбельи просто необходимо было привезти керамику, поскольку весь город украшен расписными плитками.

На обратном пути шли по набережной и на променаде заметили что-то сладкое и липкое под ногами. Поднимаем глаза — а на пальме висят спелые финики.

Пришлось аккуратно выбрать несколько целых плодов. Спелые финики обычно разбиваются о землю, так что это не очень просто. Зато они оказались мягкие и сладкие.

В полдень у нас была тренировка по швартовке, после чего мы вышли в море.

В этот день у Рана было зачетное плаванье в Эстепону. Сперва мы пытались лавироваться, потом завели мотор, поскольку ветер снова был встречный. Переход был небольшой. А еще мы в этот день учились кидать якорь. У нашего якоря лебедка электрическая, поэтому «просто» надо нажимать на кнопку. Но на самом деле, хитростей в этом деле много. Не всегда якорь держит судно на месте. Иногда он может зацепиться за что-то, а бывает, что якорная цепь рвется.

Вечером мы с Раном писали учебные тесты. Он всё написал без ошибок, а у меня в устройстве яхты оказался «якорный сундук» вместо ящика. Ведь это гораздо романтичнее! Еще я ухитрилась забыть, как называется рейлинг, но в целом это всё не очень страшные ошибки. Правила расхождения судов после Гибралтара мы помнили хорошо :-)

12 ноября был наш последний день похода. Утром мы послушали лекцию про радиообмен. И в качестве практики перед выходом я по рации вызвала работников марины, чтобы выяснить, куда сдавать карточки. Я уже упоминала, что в Испании марины обычно закрыты, что есть имеют калитки, вместо ключа используется карточка. Эти же карточки открывают двери в местный душ и туалет, чтобы кто попало туда не ходил. За карты берут денежный залог, а когда ты их сдаешь — залог возвращают.

На сей раз у меня было зачетное плаванье и я руководила всем процессом. Переход был легкий, всего 10 миль. Даже жалко, что такой легкий. Маршрут я проложила заранее и в качестве ориентиров у меня были башни. После этой поездки мне очень понятно, почему страна называется Кастилия. Каждые 3–4 мили на побережье стоит старая башня, ведь раньше это были, наверное, замки (по испански замок — castillo)

Ветер в тот день был совсем слабый. Мы пытались поставить паруса, но больше четырех узлов яхта не разгонялась. Тогда нам устроили тренировку по лавировке, что на таком ветру как раз делать довольно легко. Это когда тебе командуют «бейдевинд правого галса» или «бакштаг левого галса», а ты должен повернуть яхту и повести ее туда, куда сказали :-)

А еще мы тренировались ловить человека за бортом. В роли человека был кранец. В реальной жизни обычно паруса убирают и заводят мотор в такой ситуации, но на слабом ветру у нас была возможность потренироваться гасить скорость с поднятыми парусами. Оказалось, что самая большая проблема — поймать этот кранец багром. С человеком, наверное, хлопот еще больше.

Потренировавшись вволю, мы завели мотор и пошли в Сотогранде. Искать башни и обсервироваться мне было легко. Сложно было в марине Сотогранде: сперва надо было подойти к заправке и пришвартоваться, а тут как раз начался навальный ветер. В общем, подошла я нормально, и даже отошла на шпринге. Но при развороте нашу яхту очень резво понесло на соседнюю. Тут Алексею пришлось резко крутить штурвал и единственный раз за всю поездку он на меня ругался. Вполне заслуженно, что уж там. Он предупредил, что выбранный мною маневр — не самый удачный, но я все равно сделала по-своему и слажала.

После этого втиснуть яхту между столбами в марине удалось довольно удачно.

Когда мы пришвартовались и немного выдохнули, нам с Раном объявили, что все прошло успешно. И мы теперь «барботы», то есть капитаны маломерного судна. Я спросила чуть позже, есть ли те, кто не справляется с заданиями и экзаменами. Оказалось, что таких 10-15 процентов.

Последние несколько дней мы ехали с музыкой. И вот в марине Сотогранде, пока мы ждали обеда, я снова услышала ту самую песню Ю.Антонова «Море, море», сопровождавшую в детстве мои поездки на черноморских катерах.

Круг длиной в 30 лет замкнулся окончательно. Это было просто до слез.

Я не буду сейчас говорить «рано или поздно, так или иначе»... Скажу, наверное, что разные жизни в одну личность вмещаются плохо, не хватает времени и внимания на всё, что у тебя на самом деле уже есть, всё что действительно твоё.

И даже если ты делаешь свое дело и живешь своей жизнью, однажды оказывается, что еще один кусок своей жизни ты долго отодвигал в сторону. Так жалко становится. Не знаю пока, что с этим осознанием делать.

Сейчас-то понятно, планировать следующий выход на яхте. А вот вообще...