19. Hrevagerði. Город горячих источников.
В Кверагерди относительно немного туристов, хотя он находится недалеко от исландской столицы. Но местные радости жизни нам очень понравились.

Первые полдня мы пытались придти в себя - закупали еду и грелись в местном термальном бассейне. По дороге рассматривали этот маленький город.
Птичий квартал.

Часть горячих источников находится прямо в центре города и отапливает многочисленные теплицы.

Жители гордятся своими цветами. Огромный праздник накануне был фестивалем цветов.
Хотя даже на подогретой земле, наверное, трудно в приполярье вырастить такую клумбу.

Нас интересовал хлеб из горячего источника. В поисках его мы обошли пару кондитерских. Вот тут нам понравились марципановые фигурки:

Я так понимаю, что в середине Винни Пух с компанией, справа в основном телепузики, а слева тролли.
Кому еще придет сделать тортик в виде реалистичного башмака?

А потом мы пошли осматривать бурлилки в центре города.

Специально запаслись яйцами, чтобы завершить гештальт. Если помните, еще в Ландманналойгаре я пыталась что-нибудь сварить в горячем источнике: то не было нужной еды, то источников. И вот, наконец, свершилось.
Мы все принесли с собой - не только яйца, но и треккинговую палку, и веревку, и носок. Оказывается, в соседней оранжерее дают специальные "удочки" с сеткой для яиц. Так что все наши русские хитроумные приспособления были не нужны. Там и яйца можно купить, но с исландской туристической наценкой.
Исполнять желания всегда приятно.

Тут же нам повезло увидеть, как вынимают выпеченный хлеб. Рядом с дымилкой (она же вонялка) делают специальную дырку в земле, туда опускают пластиковое ведерко с тестом и всю конструкцию закрывают крышкой. Хлеб печется долго - от 12 до 24 часов, температура вонялки - 80-90 градусов. А потом его вынимают.

Он вкусный. Что интересно, сероводородом хлеб совсем не пахнет, хотя целый день простоял возле вонялки. Я не люблю черный хлеб, но этот - сладковатый, с насыщенным вкусом - мне понравился.
Мы купили себе по кусочку хлеба с маслом, сели в оранжерейном кафе и торжественно съели вареные в источнике яйца с выпеченным в источнике хлебом.

Гуляя по городской "горячей" зоне, мы прочли историю про garbage spring. Я о ней уже упоминала. Лет сто с лишним назад на месте Кверагерди была деревня, и ее жители кидали в один из горячих источников мусор (это была тихая дымилка). А потом проснулся ближайший вулкан, а вместе с ним активизировался и источник. Полдеревни оказалось в своем собственном шоколаде. И больше мусора в источники здесь не кидают.
Как жаль, что не везде такая живая земля. Представляете, что было бы с Индией? :-)

В Кверагерди мы оказались в воскресенье, самый трудный день для путешественников. Закрыты многие магазины и туристический информационный центр. А нам он был так нужен: нужна была карта окрестностей, чтобы погулять, нужно было автобусное расписание, чтобы завтра уехать дальше.
Мы остались в неведении и вечером пошли на окраину города достаточно произвольно. Нужно идти по улице Брейдамьорк прямо, не отвлекаясь на дымилки за рекой. Потом прямо по пешеходной дороге до автостоянки и указателя "Rejkjadalur 3,3km". До Долины дымов в результате идти не менее 6 км в один конец.
В первой половине пути мы видели уснувший гейзер. То есть место, где он раньше был, и до сих пор стоят предупреждающие знаки. Но площадка уже поросла травой, значит, гейзер затих.
А еще видели местных мохнатых лошадок.

От указателя на Рейкьядалур начинается промаркированная горная тропа. Тут есть какие-то приличные треккинговые маршруты не на один день. Мы же стремились попасть к горячей реке, до которой дойти было сложно: на пути постоянно попадались горячие источники и в каждый нужно было заглянуть.

Пришлось заглядывать сперва в каждый второй, а потом и вовсе в каждый третий, иначе к ночи мы бы не вернулись в кемпинг.

Был очень сильный холодный ветер и небо снова затянуло, поэтому на фотографиях неба опять нет.
Вот она, Долина дымов. Место, куда мы еще обязательно вернемся и погуляем там подольше.

Потому что вон туда мы, например, не дошли. А судя по плотности дыма, там должно быть интересно.

Мы же поднимались вдоль реки, которая была теплой уже внизу.
Вокруг нее в совершенно диком виде было много горячих источников.

Только здравый смысл тут может спасти от сказочного финала "бух в котел и там сварился".
Котел, как видите, кипит вовсю.

В верховьях реки выход горячей воды более спокойный. Такое исландское спа.

Посредине в реке сделано несколько углублений, чтобы было удобно купаться именно там, где температура самая комфортная, +38+39. Почему мы это знаем? К концу третьей недели пребывания в Исландии после многочисленных термальных бассейнов мы стали способны определять температуру весьма точно.
Было поздно, шесть вечера. Ледяной ветер дул капитально, народа почти не было. Поэтому мы решили, что обойдемся без купальников, одевать их на таком ветру было бы серьезной угрозой для здоровья.
Но зато как хорошо в реке!

Шапку все равно не снимешь, холодно. Однако полчаса в горячей воде - и ты способен спокойно выйти на ветер и одеться, организм аккумулирует достаточно тепла. Купание в дикой горячей речке - это нечто особенное. Умные люди еще берут с собой палатку для переодевания и защиты от ветра.

На обратном пути опять появилось небо и нам показали живописный закат.

Мы возвращались в кемпинг, но где-то там, на крутых склонах в Долине дымов бродили могучие исландские овцы и ужинали застывшей лавой.

Техническая информация
Лучше все-таки приехать в тот день, когда открыт информационный центр Кверагерди (пн-сб). Возможно, у них есть карта пеших маршрутов, нам ее очень не хватало.
Кемпинг в Кверагерди в свободные от праздников дни тихий. Кухня маленькая, открытая, но с газовыми плитами и посудой. Как и везде в Исландии, лучше не попадать в кемпинги в субботу-воскресенье, поскольку местные жители очень активно перемещаются по стране и пользуются кемпингами сами.