Спренгисандур

Переезд через Спренгисандур подкрался к нам внезапно, хотя мы его изначально планировали. Оттого он был эпическим, каким ему изначально положено было быть.

Если кратко, то посредине острова есть грунтовая дорога по имени «Прыгающие пески». Она же F26. Спренгисандур идет с севера на юг и пересекает лавовую пустыню, на дороге есть несколько автомобильных бродов, так что лишь повелители джипов могут проехать. А еще от последней северной до первой южной заправки 250 километров, на полном приводе это особенно бодрит.

По этой дороге люди и раньше ходили, ездили и даже стада перегоняли. Но им было очень неуютно и плохо, к тому же иногда люди тут пропадали. Поэтому дорога окутана мрачным ореолом народных легенд. Про нее есть знаменитая исландская народная песня (вот тут она с английскими субтитрами и картинками).

Внезапность была вот в чем: сперва мы хотели день плохой погоды провести в Хусавике, погулять по музеям, может, еще раз на китов посмотреть. А на следующий день двинуть в Ландманналойгар. Но когда мы неспешно собрались и изучили большой погодный терминал в инфоцентре Асбирги, то он категорично заявил нам: как раз завтра в Ландманналойгаре солнце и благодать, а послезавтра все шесть капелек дождя (так изображаются самые интенсивные осадки на исландских сайтах). Пришлось все бросить и поехать опережать циклон. А предварительно заехать в Хусавик за едой.

БОльшую часть дороги лил дождь. Достаточно сильный.

Начало грунтовки возле Годафосса выглядело устрашающе: постоянные повороты, все выемки дороги залиты водой, видимость местами очень плохая. Стекло сильно запотевало изнутри, несмотря на постоянный максимальный обдув.

Фотографий с северной половины Спренгисандура почти нет. Было немного не до них.

Один раз в салоне машины запахло паленым и мы в панике остановились один раз, потом второй. Стало страшно. Бурная, но нездоровая фантазия рисовала ужасы эвакуации сломанной машины из этих гребеней. Мобильная связь, кстати, вполне работала. После второй остановки Ослик одумался и больше паленым не воняло. Подозреваем, что в печку попал какой-то мусор.

Через некоторое время мы как-то приспособились. А может быть, привыкли. Хотя расслабиться никто не мог, ведь впереди были броды. Но вести машину Рану стало немного легче, кое-где можно было разогнаться до 50–55 км/ч.

На карте было обозначено четыре брода, но реально их три: через четвертый уже кинули трубу и убрали в нее речку. Первые два брода были достаточно глубокие. Пока мы их не проехали, даже есть не останавливались от волнения. На первом броде нас очень поддержало наличие рейнджерской машины на противоположном берегу, а еще перед нами ехал другой джип и можно было на него внимательно посмотреть. Да и вообще Ран крут, он немного тренировался форсировать речки перед этой поездкой. Ослик тоже нас не подвел: мы опасались, что такую легкую машину будет стаскивать быстрым течением. А вот и нет, он ехал ровно.

В Нидалуре мы остановились, наконец, поесть. Где-то в окрестностях из туч выглядывала гора Бардарбунга, которая извергалась этой осенью. Но тогда она была надежно прикрыта ледником Ватнайокудль и подозрений не вызывала. Совсем дикие места, кроме туристической хижины тут нет жилья. Осенью даже эвакуировать было особенно некого.

В хижине мы поразились местному туристическому сервису: туалет заперт, ключ на ресепшене, платить 500 крон! На кого это рассчитано — сортир в тундре за 4 доллара??? Ведь тундра велика, даже европейцы это знают :-)

Возле Нидалура растет мелкий пустынный иван-чай:

Вскоре был третий брод, полегче и помельче.

Под вечер дождь перестал, облака немного поднялись и даже стало что снимать.

Стали попадаться пустынные озера.

Панорама окрестностей в большом размере

«За синие горы, за белый туман...»

Переезд занял 12 часов, общая протяженность 385 км, из которых 280 были по грунтам разной степени укатанности. От заправки возле Годафосса до заправки в Хройнэйяр честно заявленные 243 км. Я не смогла не снять этот указатель в Хройнэйяр.

Бензин у нас на этом перегоне действительно подходил к концу, бак маленький и постоянно ехали на полном приводе, так что Ослик кушал в полную силу. Запасная крошечная канистра в 5 литров очень грела нам душу, но все-таки не понадобилась. Кстати, заправочный терминал в Хройнэйяр еще и глючит. Нам блокировали на карте сумму за полный бак, потом сняли сумму за реально налитый бензин, а первоначальную сумму разблокировать забыли. Мы уже готовы были разбираться с этим в Рейкьявике, но через шесть дней деньги вернулись сами.

Последние 35 км была очень плохая грунтовка F208. Там можно ехать максимум 35 км/ч. В Ландманналойгар приехали на закате, быстро что-то съели и влезли в горячую речку снять стресс. Даже в полночь в этой речке кто-то купался!

А главное — наш эпический рывок себя оправдал. И на следующее утро, впервые за три поездки в Исландию, мы увидели солнечный Ландманналойгар.

Оно того стоило.