Линдозеро — Гирвас

27 июля

Прошли за день 25 км. Один порог до Линдозера, потом по озеру. В одноименной деревне надеялись обнаружить мобильную связь, даже высадились на берег ее поискать. Местные жители сказали, что тут только местный Мегафон, и то плохой. Мегафоновская симка у нас была, а вот телефона с выдвижной антенной, как у аборигенов, не было. Так что даже с балкона на втором этаже (куда нас позвали ее ловить) мы связи не нашли.

После Линдозера были еще пороги, ходить и просматривать оказалось дольше и сложнее, чем ехать. Дальше мы перестали понимать, где пороги, а где шиверы, и шли внаглую сразу. Последним был порог Сухой — течение там слабое, зато камней очень много, не проскользнешь. Посидели на камнях, кое-как слезли с них.

После этого порога какое-то узкое место маршрута, в котором скапливаются большинство групп. Часть этих людей мы уже видели. Первый и единственный раз еще две группы стояли в пределах видимости. Нашими ближайшими соседями была группа на тузиках. Наша стоянка была неплохой, а вот их стоянка была сильно замусорена. Наверное, это единственное место, где в лесу было грязно, мы сперва сами туда встали, но сбежали в более чистое место. Я думала вернуться и устроить уборку, но стоянку заняли.

Вид с нашей стоянки.

Видели группы на семи и на десяти байдарках. По-моему, ужас. Как они вообще в таком количестве успевают куда-то дойти и что-то увидеть?

Лес вокруг нашей стоянки был очень плодородный. Рекордное количество грибов. Тут я нашла свой самый большой белый гриб.

К огромному моему удивлению он оказался совершенно чистым. За один раз его даже не удалось съесть, в кастрюльку не влезал.

На этой стоянке внезапно появляется связь для МТС и Мегафона.

28 июля

Дневка. Было жарко, купались много раз. С утра ели сублимированный омлет с половинкой нашего белого мега-гриба. Насобирали много-много ягод.

А вот рыбалка не удалась. Днем я вытащила надувное дно из байдарки и устроила на нем заплыв. Еще на нем хорошо лежать на берегу, как на надувном матрасе.

Читаем лоцию на следующий день, там много порогов и как-то все страшно звучит, бочки всякие обещают. Откуда они на двоечных порогах?

29 июля

Погода испортилась. Пошел дождь, сперва мелкий, а потом посильней. У нас в планах был ходовой день, причем серьезный в плане прохождения препятствий — все последние пороги на этом маршруте. Планы решили не менять, собрались под дождем, я одела на себя ненужный до этого дня неопрен (носки и перчатки). Все равно руки и ноги мерзли, особенно на остановках, во время просмотра порогов. Из-за сползающей юбки вода заливалась под куртку. В общем, четыре часа превозмогания. Порог Длинный был и правда длинным и мокрым. Во время просмотра этого порога Ран поскользнулся и рассек голень. Пришлось сразу после прохождения вставать на чужой стоянке и обрабатывать рану. Остальные группы решили подождать и не выходить на воду в дождь, мы встретили их уже ближе к вечеру, когда они нас догнали.

В пороге Блин лежал внезапный обливник, но мы знали по описаниям, что там сюрприз, и были готовы. Порог Ледяной ехали сходу. Две обещанные на этом маршруте бочки не произвели на меня особого впечатления. Выяснилось, что они для меня тоже не очень отличаются от всех остальных бурунов на воде. Или же бочки были просто маленькие.

После Ледяного оказалось, что до Гирваса осталось немного километров, и все по спокойной воде. И мы решили встать на эффектном скалистом берегу.

Дождь как раз стал стихать, но ставить лагерь было все равно холодно. В этот день вода в реке была теплее воздуха и от нее шел пар.

30 июля

Последняя по факту дневка на маршруте не удалась. С утра я проснулась от рези в желудке. Оказалось, что так нынче выражается отравление. Непонятно, что это было, ели мы одинаковую еду, а проблемы случились только у меня. Первые полдня я страдала в палатке и пила лекарства, а погода была пристойной. Когда мне получшало, начался дождь и больше в тот день уже не прекращался. Около восьми вечера мы залезли в палатку и собрались спать, и тут ливануло посерьезней. Выяснилось, что наша красивая стоянка на скале имеет один серьезный недостаток: лес находится выше ее по склону, тропинка выходит на середину стоянки. И по ней потекла дождевая вода, которая не может быстро впитываться в камни. Наша площадка была ровной, место вокруг палатки было даже немного окопанным (но неглубоко, земли-то нет), это не спасло.

Это веселая солнечная фотография нашей пустой уже стоянки, сделанная на следующий день. Видно, что на скале обнажены корни деревьев. Это не люди их вытоптали, это вода так течет. Кто бы знал заранее.

Вода начала стремительно прибывать, мимо палатки и частично под палатку потек ручей с тропинки. Выглядело это довольно страшно. Мы убрали спальники в тонкие гермы, а гермы подняли на коврики. Надувные коврики, конечно, придавали нам надежду. Вокруг палатки и частично под дном воды было 2–3 см. Но «Мармут» не сдается, дно выдержало. Под ковриками было влажно, и только. Когда дождь стал послабее и вода спала, мы опустили гермы обратно и легли спать. Еле спасли рановские кроксы: они стояли снаружи палатки и потоком воды их чуть не унесло в реку :-)

31 июля

Утро было солнечным. Мы не спеша устраняли последствия потопа, дно палатки постирали, под солнцем все быстро высохло.

Собираемся.

Переход в этот день был небольшим, 12 км по разливу реки и озерам. Берега все больше каменистые.

Встали в дивном месте с пляжем на Викшозере, за 5 км от Гирваса (и, на всякий случай, на другом берегу :-)

Купались под дождем, собирали чернику, которая в том месте уже сходила: вроде бы много ягод, но почти все они с бочками. А вот грибов было мало.

Низкая северная радуга.

Вечерние виды.

1 августа.

Поскольку рядом с Гирвасом появилась мобильная связь, мы посмотрели утром прогноз погоды. В ночь на 2-е обещали очень сильный дождь. Мы могли бы стоять на озере и уехать на следующий день. Однако стало понятно: мы хотим уехать с сухим снаряжением и вообще, в палатке мы уже плавали :-) Поэтому было принято решение приехать в Петрозаводск на день раньше и погулять по городу. Тут же вызвали на вечер таксиста и забронировали комнатку в букинг.ком.

Фотографии напоследок. Неподалеку от нашего лагеря была такая полянка, вся устланная мхом и при этом солнечная.

Невиданный гриб.

Пизанская сосна на берегу. Угол наклона неудержимо напоминает тропические пальмы :-)

Дальнейшее было делом техники: догребли до Гирваса, нашли не очень замусоренную полянку для антистапеля. Новая лодка прекрасна: протираешь ее мочалкой, и через 5 минут шкура в этом месте высыхает. Времени у нас было много, сходили на плотину и посмотрели сухое старое русло Суны.

Такси от Гирваса до Петрозаводска обошлось нам в 2500 р., ехать чуть меньше двух часов. По дороге водитель завез нас в деревенский рыбный магазинчик возле Кондопоги: там есть свое рыбное хозяйство и рыбу тут же коптят и солят. Купили килограмм толстой форели горячего копчения за... 390 рублей. Это просто песня, а не рыба: такой вкусной красной рыбы горячего копчения я еще не ела. У нас она вся сухая, в горле застревает, перемороженная. А тут ее явно свежей готовят. Соленая красная рыба там стоит 600 с чем-то рублей, москвичи в этом месте могут прослезиться.

Про Петрозаводск я напишу отдельно, а байдарочный поход на этом завершился. Думаю, что в ближайшие годы мы обязательно продолжим. Сложных рек мне совершенно не хочется, а вот путешествие в таком формате прекрасно.