На юге Лаоса, неподалеку от города Паксе, есть плато Болавен. Оно знаменито своими водопадами и кофейными плантациями. Водопады действительно прекрасные, а кофе — один из самых вкусных, который я когда-либо пробовала.

Из Вьентяна в Паксе мы летели, в Паксе ночевали.
Честно говоря, Паксе — это совершенно не интересный и пыльный город, откуда лучше уезжать на природу как можно скорее. Но он является транспортным узлом, и уехать из него куда-нибудь можно только утром. Утром следующего дня. Из развлечений мы нашли в Паксе только большой рынок с фруктами (New market) и пирожные с заварным кремом, которые ночью ела мышь

Обычно на плато Болавен ездят с экскурсией, в нее входит водопадик, потемкинская лао-деревня и кофейные плантации. Мы организованного туризма не захотели, поскольку нас интересовали водопады и погулять возле них сколько мы хотим. Поэтому утром следующего дня мы доехали до южной автостанции (8 км от центра города, 35 ккип на мотоцикле с коляской), погрузились на автобус в Паксонг (25 ккип с человека, отправление в 8:45, час в пути) и попросили остановить нас на 38-м километре.
Оттуда мы минут десять шли пешочком до Tad Fan resort.

Кофейные плантации начали нас окружать:

С территории ресорта открывается вид на водопад Тад Фан, самый красивый на этом плато.

Лучше всего уехать из города и пожить на плато. Бунгало в Tad Fan resort стоят от 30 долларов, что для такого красивого места совсем немного. А бюджетному путешественнику можно поселиться в деревне у местных жителей в хоумстее, там за 80 ккип вас еще и накормят дважды в день, но про хоумстей надо отдельно договариваться с местными.

Ведь это прекрасно, когда в окне такие виды:

А еще здесь тепло даже зимой, в отличие от лаосского севера.
Водопад лучше смотреть вечером — тогда он освещен. Высота потоков — 120 метров, вода падает в чашу с отвесными краями. Вниз пути нет, только с веревками. Мы честно попытались пройти дальше по тропинке от смотровой площадки, но быстро уперлись в отвесную стенку.
Пройти можно к верхней части водопадов, по краю «чаши». Для этого цивилизованные европейцы берут местных гидов. А русские берут gps с треками osm-овской карты, и идут сами. Нам было интересно пройти не только к этому водопаду, но еще и подняться вверх по реке через лес к следующему (Tat Yuang).

Тропинка читается достаточно хорошо, трек очень красивый: яркий радостный лес с сочной зеленью. Если идти быстро, то понадобится меньше часа. Но мы гуляли неспешно.

Вот показался левый поток.

Над ним еще один маленький водопадик, в котором можно купаться. Но вода холодная, лучше купаться во второй половине дня, когда здесь солнце.

Вид с вершины водопада.

Искупавшись, мы пошли вверх по реке.

В лесу растут дикие кофейные деревья, кофейные вишни с них никто не собирает. Наверно, птички засеяли лес, и теперь он такой странный.

Но мне очень-очень нравится. С кофейными ягодами:

С бабочками:

Зеленее зеленого:

Сеанс цветотерапии:

К водопаду Тат Юанг мы вышли с чьей-то кофейной плантации, поэтому кассу мы даже не видели (за вход тут хотят то ли 5, то ли 10 ккип)

Тат Юанг тоже впечатляет, и к нему можно спуститься.

Местные жители ездят сюда погулять, но народа немного. Никто не купается, вода прохладная.

Мы перекусили фруктами и решили обратно идти через лес. От этого водопада можно выходить на асфальтовую дорогу, но мне захотелось еще раз пройти по треку.
На обратном пути встретили одинокую девушку, у которой не было gps, и она присоединилась к нам. Сперва мы поговорили по-английски и даже ничего не заподозрили. Пока она нас догоняла, мы нашли в лесу дикий банан и решили его обтрясти. Интересно же узнать, что внутри.
А внутри оказалось совсем чуть-чуть сильно вяжущей мякоти и много-много костей.

За этим занятием Валентина нас и застала, она оказалась русской, живет в Алма-Ате. На путешествие по ЮВА у нее было три месяца, поэтому она видела много интересного. В частности, успела съездить в новый парк с канупингом, а на Болавене жила в местном доме у лаосской семьи.

Шли обратно, купались и радовались жизни.

Когда подошли к ресотру, то увидели, что водопад освещен солнцем.

Так что все по-новой:

В кафе ресорта дают местный кофе со льдом. Во-первых, он очень вкусный (хотя казалось бы, сочетание несочетаемого). Во-вторых, я думаю, что он поднимет мертвого.

Техническая информация
Чтобы вернуться в Паксе, мы встали на дороге у 38-го километра. Там иногда бывают автобусы, но мы застопили грузовик. Водитель захотел денег, мы сторговались на цену автобусных билетов (50 ккип за двоих). Дорога на плато хорошая, ровный асфальт, сюда при желании можно ехать на байке.

Вообще-то на плато Болавен еще много всего интересного, и другие водопады, и есть где погулять. Главное — наличие времени и свободы передвижений.

В Паксе мы жили в центре, в отельчике Sala Champa (160 ккип, все удобства имеются). Он в целом неплохой, хотя сам город пыльный, шумный и скучный. По вечерам мы уходили в интернет за отсутствием другой культурной жизни.

В самолете я нашла рекламу про парк с зиплайнами, один из которых протянут над водопадом.

Это Tree-Top resort, ближайший город — Паксонг (50 км от Паксе), организует все фирма Green Discovery. Мы зашли к ним в Паксе, почитали условия: трехдневный тур, 300 с лишним долларов. Увы, у нас не было трех лишних дней, а то бы мы обязательно поехали. А вот Валентина была там на Новый год: по отзывам, программа похожа на ту, что в парке Бокео. Хотя по условиям у них есть еще недоработки (а именно: не установленный лимит группы, не самое чистое белье и еще еду приносят холодной, что за такие деньги не очень хорошо).
Однако парк с зипами большой и новый, а это значит, что его надо будет посетить.