Будни махута

начало

Слонов купают дважды в день — утром и вечером. В жаркое время они купаются с удовольствием, но зимним утром иногда упираются и возражают. Чтобы возразить, слон останавливается, набычивается и трубит в хобот.

Как правило, возражения не принимаются.

Обе наши слонихи знают команду «бун-бун». Это значит — набрать в хобот воды и полить спину и всех, кто сверху.

Этой ценной команде обучены всего пять слонов из пятнадцати в нашем лагере. Остальные десять по другой команде просто полностью уходят по воду: спину-то помыть надо.

Утром мы не просто купаемся, а пытаемся отмыть грязь, которую слон накидал на себя за ночь.

Скорее всего, после завтрака слонов будут седлать, и грязь на коже под седлом им ни к чему. Ну и вообще: к завтраку приезжает новая смена туристов, и слоны должны иметь товарный вид :-) Иногда мы завтракали, а в это время на наших слонах уже успевал кто-то покататься.

Купаться нас пускают только вместе с махутами. С большой вероятностью, одни мы не добьемся выполнения всех нужных команд. Ехать самим по земле — пожалуйста, а вот «бун-бун» только коллективный!

Ну кто бы мог подумать, что слон может принять такую позу, пусть и ненадолго..

Шоколадка выплывает и отряхивается.

Лишь однажды (как ни странно, вечером) моя Пинг-Понг наотрез отказалась опускаться в воду, ее немного поупрашивали и оставили в покое: вечером слон не такой грязный, пусть себе остается с немытой спиной.

В первый день мы еще устроили некоему незнакомому слонику спа-процедуры. Грязью его намазали, если по-простому.

Вымазались и сами в процессе. Шапки окончательно удалось отстирать только дома. Но это был какой-то туристический бонус: обычно слоны сами с грязью отлично справляются, мазать их не обязательно.

На второй и четвертый день после завтрака мы седлали слонов, собирали провизию и ехали все вместе на пикник.

Недолгий триумф местных жителей: европеец работает махутом, а ребята катаются.

Вообще-то палку кладут поперек кресла, чтобы туристы не выпадали. Но Эмти держит ее наготове, как стимул.

В первый раз пикник происходил недалеко, зато за рекой, поэтому мы торжественно ее пересекали. Над рекой на другой стороне оборудованы простые бамбуковые настилы для отдыха местных жителей.

Слонов отпустили пастись на островок.

Я все думала: неужели слоны потом придут сами? Но нет, пришлось махутам ходить за ними.

Слон в кустах подобен роялю.

А вот и наш обед.

Это фотография четвертого дня, но она дает общее представление о кормежке. Помимо обязательного риса, тут есть вкусное желтое карри, омлет, какая-то тушеная трава и отличные колбаски с травами. Плюс вода и на десерт мандарины.

Лирическое отступление о еде в All Lao Elephant Camp. Она была неровной. То много, то недостаточно; то разнообразно, то победнее. На первом пикнике было примерно то же самое, плюс жареная рыба, мы просто объелись. На втором пикнике — сами видите. А между ними мы ездили на экскурсию, и у нас была только упаковка пад-тая и вода, так что через три часа мы уже ходили голодные. Завтраки были типа европейских (яйца или панкейк), ужин включал неизменный рис и овощные блюда с небольшим добавлением мяса. Из-за почти полного отсутствия жира и малого количества мяса еда была не всегда калорийной. Мы умно поступили, что взяли с собой батончики мюсли: пили с ними чай поутру перед купанием, заедали ими ужин. Ну и фрукты тоже из Луангпрабанга мы захватили очень кстати.

Еще в национальном парке Бокео, когда мы жили на деревьях, было подмечено: при активной лаосской жизни на природе открывается яма желудка.

Слонов с острова пришлось вылавливать и вести к нам.

Пошла, залетная!

Надо сказать, что влезать на слона без платформы сложно. Слон по команде может поднять ногу, ты становишься ему на коленку... и спина все равно на уровне твоей шеи. Сами махуты по-обезьяньи карабкаются, цепляясь руками за кожу и за уши, и просто забегают на слона с земли. Мы тоже за уши цеплялись, слоны не возражали. Только все равно залезание на слона происходило трудно, особенно у меня.

Дорога домой.

По нашему лагерю были развешаны образовательные плакаты, мы на досуге их читали.

Отличие африканского и азиатского слона.

Про слонят.

Слонят у нас в лагере не было. 7–10 лет слониха будет занята слоненком и не сможет работать, поэтому хозяину проще и дешевле купить нового слона на стороне, чем десять лет выращивать своих слонят. А жаль!

А еще в нашем домике лежала книжка по слоновьей ветеринарии, на досуге я ее почти всю прочитала. Слоны, оказывается, такие уязвимые звери — и солнечный удар у них бывает, и переохлаждение, и стресс, не говоря уже о вечных ссадинах на коже от любой ерунды. И от корма разного у них могут быть неприятности. В общем, по прочтении было уже непонятно, почему все наши слоны такие здоровые и беспроблемные.

У нас самих не все было гладко. Ну должна же быть хоть одна капля дегтя в море позитива! Так вот: единственный минус общения со слонами — раздраженная, а местами воспаленная кожа на коленях и ниже (где ноги соприкасались с ушами слона), а также на попе. На второй день раздражение появилось, на четвертый стало достаточно красивым. Видимо, слоны еще и аллергенны. Или мы просто кожу натерли о жесткую слоновью щетину, а потом все время с ними купались, при том что речка все-таки не стерильная.

Но у нас с собой всё было. Мы везли набор лекарств от песчаных мух, которые водятся на камбоджийских островах. Мух в эту поездку мы нигде не встретили, а вот лекарства очень пригодились. Мелкие гнойнички пришлось вскрывать и мазать циндолом. Коленки стали заживать быстро, дня через два; а вот попа... попа все время использовалась и была закрыта одеждой, поэтому с ней пришлось возиться дольше.

А еще впервые за несколько лет в Юго-Восточной Азии я видела всяких неприятных насекомых в сухой сезон, а конкретно пиявок (которые в траве) и скорпионов. Никто не пострадал, но вот поди ж ты — они бывают не только в муссон.

Плохого больше не было, вернемся к хорошему — к слонам.

На четвертый день мы ездили на пикник в другое место. Там были леса и рисовые террасы, сухие зимой.

Шоколадка идет и своего не упускает, пасется на ходу.

Эти фотографии не получились, но пусть будут. Уникальный кадр: слон спускался в рисовую террасу с тропинки, но решил заодно почесать пузо.

А это слон, стоящий на отдыхе нога за ногу.

Доехав до места, мы выгрузили еду в беседку и пустили слонов пастись.

Надо сказать, что слонам мы в последний день купили за отдельную денежку вкусностей — связки бананов и палок сахарного тростника. Для них это все равно что конфеты. Пусть у всех будет пикник.

Обделенными остались только махуты: почему-то еду рассчитывали только на нас с гидом, а на них не рассчитывали. Но ребята быстро накопали корешков и натрясли плодов с окрестных деревьев.

Мы подкармливали махутов колбасой и омлетом, а они нам дали попробовать кассаву (печеный корнеплод) и плодов разной степени съедобности. Еще мы слегка объели слонов: попробовали погрызть их палку сахарного тростника. Сок сладкий и вкусный, а палка жесткая.

Махут спит — служба идет.

Обратно слоны идти не хотели, а мы их не особо торопили — жалко было расставаться. На прощанье мы выдали ребятам чаевые, а Эмти вручил нам сертификат. На нем написано, что мы отучились на курсах махутов и все такое. Что я могу сказать... на четвертый день временами возникало впечатление, что слон тебя слушается. Еще бы недельку, и мы бы лихо ими управляли... или нет :-)

Но это не важно. Важно то, что слоны отличные, это просто море радости и позитива, жить рядом с ними нам очень понравилось. Когда мы вспоминаем о них, каждый раз невольно улыбаемся.

Поэтому курсы слоновождения я всячески рекомендую.