Ущелье Джилы-су

Из Кисловодска мы выбирались на джиповые экскурсии. Хотели дня на три поехать на Домбай, но погода не позволила. Приходилось очень тщательно мониторить прогноз даже для однодневных экскурсий.

Экскурсионные бюро в городе на каждом шагу, цены и программа экскурсий примерно одинаковые, так что не очень важно, с какой компанией вы поедете. Разница только в том, кто готов везти в погожий день и выдержит ли двигатель у машины.

Поездка в ущелье Джилы-су интересна не столько самим ущельем, сколько видами по дороге и целым комплексом впечатлений. По дороге в ущелье делают много остановок и везде очень красиво. Теоретически туда можно съездить и на обычной машине, не выезжая с асфальта на грунтовки, просто ходить на все смотровые точки придется чуть дальше. Но пассажирам джипа тоже есть где походить и даже полазить, маршрут довольно активный.

В семь утра вас заберут, откуда скажете, и вернут назад через 10 часов. Нас возили на джиповой газели «Соболь», рассчитанной на 9 пассажиров, а еще у нас был веселый водитель-карачаевец. По дороге туда мы останавливались раз пять — посмотреть красоты и поесть в кафе, кто не успел дома или уже проголодался.

Конечно, всем хотелось посмотреть на Эльбрус.

Не каждый день его видно, да и видно только утром. К 11 часам гору уже закрывают облака.

Обрамляют Эльбрус альпийские луга, а леса растут только в ущельях. Вокруг Кисловодска все леса были посажены людьми, чтобы нарзан не иссяк.

Дорога проходит мимо Долины нарзанов. В долину мы сильно не углублялись, но пара источников по пути была.

А еще там стоит вот такой замок.

Он построен в начале 20 века, некоторое время был пионерским лагерем, а сейчас заброшен.

По замку можно полазить. С одной стороны, жалко, что не нашлось ему хозяина, разрушится ведь. С другой стороны, как только будет хозяин, замок закроют для посетителей.

Чем ближе к Эльбрусу, тем круче склоны ущелий и больше в них лесов.

Ущелье с «китайскими» горами.

Останавливались мы на время, достаточное, чтобы облазить всю эту красоту. Залезть там можно сзади.

А на эту скалу просто любовались.

Мы заранее заготовили термос с чаем, шашлыки и осетинский пирог, чтобы не стоять в очереди в кафешках. Еда в стоимость экскурсии не входит. А сесть на краю утеса и устроить второй завтрак с красивым видом — отдельное удовольствие.

Виды по дороге.

А вот время идет к 11 утра и через полчаса Эльбрус скроется в облаках. На фоне горы какая-то крутая гостиница. Мы подъехали к горе достаточно близко.

В конце нулевых я пару лет занималась альпинизмом в Приэльбрусье. Тогда, конечно, хотелось подняться на Эльбрус, но оказии не случилось. А теперь уже не хочется, потому что на этой высоте я побывала в непальских Гималаях. Знаю, как тяжело и мучительно мне к ней приходится акклиматизироваться. Ради Гималаев я на это согласна, но ради одной горы уже нет. Если бы можно было вернуться с климухой с больших гор и тут же быстро сбегать... но по сезонам не выйдет: Гималаи это весна-осень, а Эльбрус — только лето, там и летом-то минус 10-15.

Меж тем мы добрались до ущелья Джилы-су.

Тут делают две остановки: от первой надо пройти километр к водопаду, ну и на ущелье заодно поглядеть. Если вы на своей машине, которая по грунтам не ездит, то два километра в один конец надо пройти.

Видели в ущелье коров, скачущих галопом, редкое зрелище. Но, говорят, это бывает: молодые коровки так могут убежать от слепней.

Водопады на Кавказе не очень, это я еще по Приэльбрусью помню. Никакой тебе прозрачной чистой воды — глина с камнями с ледника. Но очень мощные.

А еще видели замечательных толстых бабочек, по пропорциям напоминающих колибри.

Нам надо подняться на машине во-он туда наверх.

Там будет вторая, основная остановка. Вдоль асфальтированной дороги стоят сотни машин, важно не потерять свою.

На входе красуются вот такие острые скалы из мягкой осыпающейся породы.

Тут тоже есть типичный кавказский водопад.

Наверх идут туристические тропы, куда люди уходят уже с бивачной экипировкой.

А еще неподалеку от водопада есть нарзанные источники и холодная нарзанная купель. Купель работает так: до 13:00 купаются женщины, а с 13:00 — мужчины. Поэтому экскурсии привозят близко к пересменку, чтобы все смогли окунуться. Но мы не стали: нарзан холодный, максимум +20, и в маленькой купели просто суп из желающих искупаться. После прекрасных теплых термальных кавказских купален просто непонятно, откуда такой ажиотаж.

Поэтому мы с Раном в отведенное время просто прогулялись по ущелью налево и пообедали. По дороге надо было переходить реку по стрёмному мостику из одной доски. Туда мы перешли его без проблем. Но через час, когда захотелось обратно, вода в реке так поднялась, что мостик начало захлестывать. Поскольку река питается ледниками, которые в дневное время активно тают — нет ничего удивительного, просто это надо учитывать.

На обратном пути ехали в целом без остановок, только снимали пейзажи по дороге.

За 25 км до Кисловодска на подъеме у нас сломалась газель: померла помпа охлаждения двигателя. Скажем честно, двигатели у экскурсионных машин тут обычно в плохом состоянии. И тут мы посмотрели на плюсы родового строя. Ведь в Москве мы видим только его минусы. И за это соответственно относимся... ну, дальше вы поняли.

Однако плюсы тоже есть! Только на Кавказе. Возле нас останавливалась чуть ли не каждая экскурсионная машина с вопросами «что случилось» и «чем помочь». А связи там, кстати, не было, позвонить в город было нельзя. Однако помощь принять можно было не от первого встречного, а исходя из сложной системы родовых отношений. Поэтому за нами приехали через час: пассажиров рассадили в другие джипы, а дохлого «Соболя» взяли на буксир.

В целом экскурсия была отличная, маршрут этот категорически рекомендую.