День 13. Тьянгбоче - Орше.
Рассвет в Тьянгбоче удался.
Неизвестная нам гора.

Солнечная пыль на Лхоце. Левее прячется кусочек Эвереста.

А вот как выглядит монастырь на фоне окрестных гор:

Все-таки, никто не знает, что это за гора?

А эта та самая красивая безымянная вершина с модной снежной шапкой:

Монастырь при свете дня.

Справа от монастыря постройки нашего гестхауса. Как раз одна из комнат этого "барака" была наша, а в палатках спали носильщики:

Я уже говорила о том, что в умывальниках здесь была теплая вода? Причем бесплатно? Небывалое чудо в данной местности. Чем дальше, тем меньше было умывальников, а вода здесь поутру как правило пребывает в твердом состоянии.
В этот день солнечные очки стали не роскошью, а необходимым средством защиты глаз. Ну конечно, у Мимбы не было очков, и наша покупка в Намче была очень кстати.
Туман накануне был с мокрым снегом, и на спуске до поселка Дебоче мы очень жалели, что у нас нет кошек и ледорубов. Обычная тропинка превратилась в ледяные горки. Зарубаться треккинговыми палками - это лучше, чем просто падать, но все равно неудобно. Мы долго преодолевали небольшой спуск, одну из палок дали нашему грузовому зайцу, потому что ему с рюкзаком и в кроссовках было веселее всех.

На этом участке пути окончательно стало понятно, что нам следует сделать с перевалами, которые были запланированы: перевалы следует обойти по долинам. Иначе у нас без снаряжения могут быть большие проблемы. К тому же ежедневные туманы и мокрый снег не способствуют преодолению перевалов, даже если снаряжение есть .
Программа была переписана и пересчитана. Обход перевала Конгма Ла занимает столько же времени, сколько сам перевал. Обход Чо Ла - плюс день (потом мы видели тренированных товарищей, идущих без потери дня, но бежать надо быстро), Ренджо Ла мы просто не пойдем. В результате времени у нас все равно хватало, даже с учетом двух запасных дней на плохую погоду. Надо сказать, что этот план менять больше не пришлось, мы так и пошли в обход. А те встреченные нами треккеры, которые все-таки рисковали подниматься на перевалы, ничего особого с них не видели из-за облаков и тумана. Так что мы не потеряли хорошего, зато избежали плохого.

В Дебоче нас порадовала надпись про Ривенделл:

А еще здесь есть крошечный, но очень милый женский монастырь, где живут несколько монахинь. Мы к ним, конечно же, зашли.

От Дебоче дорога была более пологая, поэтому я уже смогла ее сфотографировать.
На ней лежит лед, идти неудобно, в реку слева падать долго и далеко.
А еще мох на деревьях очень забавный.

Через некоторое время мы перешли на другую сторону реки по мосту. Тут было солнце, лед растаял и идти стало легче. Вид с моста:

И опять Ама Даблам.

Последние сведения о ее названии. Да, действительно, на шерпском языке "даблам" означает шкатулку с драгоценностями, которую женщины носят на шее. Я попросила написать мне слово, но у шерпов нет письменности. Ближайший язык - тибетский. Так вот там "Даблам" можно собрать из двух слов: "даб" - молиться, "лам" - дорога. Получается "Мать, молящаяся у дороги". Очень красиво, хотя наш домашний тибетолог в правильности не уверен.

Когда-нибудь летом эти поля зазеленеют и на них вырастет картошка или ячмень. Всему остальному тут слишком холодно.

Затем мы прошли через Нижний Пангбоче. Это весьма большое поселение. Тем, кто идет в треккинг осенью, однозначно следует останавливаться тут, потому что жилья много и оно просто роскошное с виду. Здесь в сети еще есть 220 вольт, чтобы зарядить свои любимые гаджеты. Дальше - только 12 вольт и зарядка от аккумуляторов за баснословные деньги (до 500 рупий в час).

Нашей целью было крошечное поселение Орше. Путеводитель рекомендует два дня жить в Тьянгбоче, но нам очень не хотелось сидеть целый день в тумане (а гулять вверх там почти некуда). Поэтому мы решили разбить переход Тьянгбоче - Дингбоче на два дня, в первый день набрав высоту до 4100.

Долина реки Имджа Кхола и стена Лхоце впереди:

В какой-то момент я решила, что мы должны были уже придти и стала присматриваться к одинокому симпатичному домику, стоящему у дороги. Мы сверились с gps, оказалось, что это и есть Орше. Промахнуться невозможно, выбирать не из чего. Однако Sunrise GH оказался неплохим, и мы в нем были единственными постояльцами. Другие только останавливались пообедать в специальной "солнечной комнате". На такой высоте делают специальную столовую с полупрозрачной крышей (а иногда и стенами), чтобы она хорошо нагревалась и при этом защищала от ветра. Получается такая отличная теплица для людей.

После обеда мы пошли гулять вверх по окрестностям. Были на Периче Ла (4300).
Деревья здесь не растут, осталась лишь высокогорная тундра.

"Д^Артаньян и три мушкетера":

"Налево пойдешь - в Периче попадешь. Направо пойдешь - Дингбоче попадешь. Прямо пойдешь - совсем мертвый будешь"

Завтра нам направо. Вон по центральному пригорку идет дорога.

Наш одинокий гестхаус.

А так видно?

В "корованах" тут все больше попадаются настоящие яки, с пушистыми штанами, мохнатым хвостом и красными сережками:

Я себе напоминаю описание человека-невидимки.

Здесь уже необходимо закрывать всю кожу на лице от солнца и ветра, особенно если эта кожа белая.

Птички здесь помельче, но все равно весьма яркие:

А на закате показали красоту:

Вот так и в жизни бывает: сперва вокруг серый непроглядный туман, а потом внезапно выглядывает Она. Золотая Гора.
И если ты не отвернулся и не проспал, то тебе достанется кусочек чуда.

И если ты не отвернулся, не проспал, то тебе достанется кусочек чуда.

Техническая информация

Цены в Sunrise GH умеренные:

Комнаты тут достаточно холодные днем, но ночевать неплохо: возможно, каменные стены держат сохраненное за день тепло. Вечером в основной столовой для нас одних затопили печку.
На ужин мы ели ячий стейк с гарниром и яблочный пай. Мясо было вполне приличным, кстати. Однако после мы не пытались повторять эксперимент: чем выше, тем хуже в горах переваривается тяжелая пища.