Вот такие розовые предгория Нилгири можно было увидеть утром с нашего балкончика.

Сама Нилгири пряталась в дымку и была не столь эффектна.
Путь наш в этот день лежал в Марфу, но не через Джомсом, а в обход, по другому берегу реки. Потому что если вы не улетаете-прилетаете из Джомсома, то делать там совершенно нечего.
Сперва тропа идет вдоль автомобильной дороги, а иногда даже по ней. Но рано утром машин мало, поэтому они особо не мешали.

В самый сухой сезон от реки Калигандаки мало что остается.

В Старом Джомсоме путь уходит в сторону и наверх к деревне Тинигаон (или просто Тини). Увы, нужного указателя мы не нашли, поэтому просто спросили местных.
Это Новый Джомсом издалека, мы обходим его, чекпост и лишнюю толпу народа. По дороге к деревне Тини стоит тишина и благодать.

Очень забавны эти двери в стенах, сложенных из камней. Смотрятся не на своем месте.

Путь поднимается вверх, мы хотели пройти мимо озера Думба. Я его еще не видела.

Это маленькое озеро считается у местных священным. Но, подойдя к нему, мы с негодованием увидели забор с колючей проволокой. Забор был сделан недавно и на совесть, обходить его было далеко и неудобно. Я прямо даже расстроилась. Но непальцы - они иногда очень похожи на русских, потому что напротив жилого домика одна из секций забора была выломана, так что можно на слоне проехать. Поэтому мы все-таки сходили к озеру. Погода портилась и вид был мрачноватый.

Интересное растение на берегу.

Мы устроили на берегу привал, перекусили сыром и яблоками, которые ехали на нас через перевал :-)
А вообще на другом берегу реки места угрюмые и пустынные. К тому же собрались тучи и последнюю часть пути мы шли под дождем.

Вон она, Марфа.

Но нам еще спускаться, к тому же мост находится за деревней, в поселке Чхайро. Раньше моста нет, только трубы перекинуты через реку. Люди с акробатическими способностями, может, и перейдут.
Мост мы переходили уже изрядно мокрые. К счастью, лодж "Рита", весьма прекрасный и оставшийся таким по сей день, был как раз на ближайшем к мосту краю поселка. Так что мы могли сушиться, мыться в отличном душе и вкусно кушать. Хозяйка там хорошо готовит. Сложив все вместе, стало понятно, что на следующий день у нас будет дневка в Марфе, потому что это очень приятное место. Переход Кагбени - Тинигаон - Думба - Чхайро - Марфа занял у нас шесть с половиной часов.

На следующее утро погода исправилась.

Мы выспались и неспешно гуляли в полях у речки за поселком.

Я радовалась окончанию пустыни, свежей зелени, бабочкам и цветочкам. Как-то после перевала это особенно сильно начинаешь ценить.

Ближе к обеду мы вернулись в поселок. То, что похоже на Поталу - это храм и заодно ретритный центр.

Улицы Марфы.
Центральная улица вполне широкая.

Боковые улицы весьма узкие, да еще дрова свисают с крыш.

Мы зашли в храм, а потом залезли на крышу белой части храма. В верхнюю красную часть не пускают, я так понимаю, что там устраивают ретриты и всякие затворничества, поэтому нечего посторонним там ходить.
Сверху очень здорово наблюдать местную жизнь. Я ведь уже рассказывала, что здесь на крышах много всего происходит, а также можно переходить с одного дома на другой.

Я потом попробовала себя в роли Карлсона, перебралась на пару соседних крыш поверху, но дальше идти постеснялась. Где-то люди на солнышке греются, где-то делом заняты, не стала их беспокоить. Также можно оценить эти самые дрова - они огораживают периметр крыши, чтобы не свалиться случайно, они для красоты, ну и для тепла, конечно.

В одном из двориков проходил лучный турнир.

Надо сказать, что стрельба из лука очень популярна в Мустанге, то и дело можно наблюдать парней на мотоциклах, которые явно едут на соревнования в соседнюю деревню, везут с собой луки и стрелы. Тут были две мишени - сперва все стреляли в одну, потом подходили к ней, вынимали стрелы, поворачивались - и в их распоряжении была другая мишень. Очень практично.

А это одна из частей храма, вообще-то он большой.

Цветут знаменитые яблоневые сады Марфы.

Марфу называют яблочной столицей Непала, тут сколько угодно яблочного сока, яблочного сидра, бренди, сушеных яблок... Я вот все думаю - не хватит этих садов, чтобы напоить весь Непал, откуда они сырье берут? То, что продается в Катманду и в окрестностях.

После обеда прогулялись в Чхайро, это долгое время было поселение тибетских беженцев.
Сильные ветра в долине Калигандаки, поэтому елки и сосны местами растут только с подветренной стороны.

В деревне услышали в начальной школе зажигательную местную музыку и заглянули на огонек. У детей была... ну, у нас это называлось ритмика. Некоторые синхронные совместные танцы.

Выглядело очень мило. А вот скажите, друзья, ваших детей-то в русских (и не только :-) школах учат двигаться под музыку на специальных уроках, или это нынче не принято?
Остаток дня провели в саду под сенью цветущих яблок с банками-бутылками сока и сушеными яблоками. Вобщем, на треке просто необходимо устраивать такие приятные дни отдыха.

На следующий день мы шли по долине Калигандаки вниз, не особо задумываясь о конечной точке маршрута. Задумывались только о проходимости обходных путей.
Сперва перешли на левый берег реки к Чхайро и поднялись к деревне Чиманг, там такая вдумчивая лестница, приходится попыхтеть.

Дерево интересной формы, встреченное на подъеме.

Наверху отличный вид, Дхаулагири хорошо видна, а в Джомсом как раз летают самолетики.

Телятам в деревне высыпали яблоки - то ли просто прошлогодние, то ли из-под сидра, запах у этих яблок был вполне пьяный.

Вдалеке виден сосновый лес, но мы в него не пойдем.

Дело в том, что мы прочли в отчетах и послушали тех, кто был на отрезке Chokopani-Sirkung. Вывод такой - с пешеходной тропой там непонятно что, она местами осыпается и с вероятностью придется часть пути возвращаться или рисковать на крутых осыпных склонах. Поэтому мы приняли решение переправляться напротив Тукуче и идти этот отрезок по правому берегу.

Между Чокопани и Тукуче наведены зимние деревянные мостки через Калигандаки, а точнее, через несколько оставшихся от нее рукавов. Их нет на карте, но они есть в реальности.

На другом берегу увидели прекрасное. Помните одесский мультик "Остров сокровищ", как доктор Ливси вешает вывеску "Есть свежий ром", открывает дверь в пропасть и пираты туда падают? Так вот это место.

Несмотря на наши опасения, практически везде, кроме одного участка, на перегон Тукуче-Ларджунг нам удалось обойти автодорогу по высохшему руслу реки. Там в сухой сезон есть тропы.

Тукуче раньше была весьма зажиточной деревней с бойкой торговлей. Вон какие домики в ней.

Но автодорога подкосила всю туристическую индустрию, потому как большинство туристов либо проезжают это место, либо вообще улетают из Джомсома в Покхару.

Мы без особых приключений дошли до Ларджунга, и пока ждали обед, погода испортилась. Что-то рано и часто она портится в этом году. Отрезок Ларджунг - Кокетханти пришлось идти по дороге, но дождик прибил пыль и было терпимо. В Кокетханти останавливаться мы не стали, рассудив, что запланированная радиалка на ледопад Дхаулагири при такой погоде не имеет смысла. И мы туда не пойдем, а потому можно прогуляться до Калапани. В Калапани, точнее, над деревней, есть хорошая обзорная точка и мы лучше залезем на нее следующим утром.
А пока под дождем мы дошли до Калапани и заселились в Kalapani GH. Он рекомендован лонликом, а зря: заведение испортилось, не останавливайтесь там. Я уже не знаю, почему мы не собрали вещи и не ушли, посмотрев на заоблачные цены в меню и обнаружив, что горячей воды нет и не будет. Надо было это сделать, конечно. Но был сильный дождь и за две недели пути мы более философски стали относиться к неудобствам. Хотя я все равно возмущалась и потому комната досталась нам бесплатно :-)