Озеро Кхаяр и ледопад Южной Аннапурны

На второй день мы встали пораньше и старались не задерживаться на рассвете, вышли из лоджа в 5:30. Снежники прошли по холоду, фирн держал и без кошек. До правильной речки идти три часа. Она отличается от предыдущих ручейков размерами и кемпингом: есть огороженное пространство под палатки, туалет и пара хозяйственных построек. Если у вас нет палатки, то в крайнем случае переночевать можно под крышей в этих каменных сооружениях.

На маршруте нам не встретилось ни-ко-го.

От кемпинга у речки мы шли еще 2.5 часа, итого 5.5 часов в один конец.

Затяжная лестница, которую недавно обновляли.

Горы все ближе. Мы уже выше 4000 метров.

Вараха Щикхар.

Южная Аннапурна.

Перед озером есть небольшое святилище Шивы. Местные жители приносят сюда трезубцы и колокольчики, и вообще место довольно почитаемое.

Озеро Кхаяр в апреле еще замерзшее. Высота 4600.

У берегов виды не особенно впечатляют. Чтобы они впечатлили, нужно подняться еще на 100 метров на ближайший холм. Вот на этот.

Тогда горы появляются из-за гряды и кажутся совсем рядом.

Сперва мы пообедали у озера, потом Ран убедил меня, что снова надо подниматься :-)

Мы дошли до отметки 4700 метров. А там возникает впечатление, что ты стоишь на плечах у этих гигантов. Еще километра два — и вершина :-))

Это было правильное место, чтобы привязать молитвенные флаги.

Вид сверху на озеро и на маленький храм.

На обед, подъем и спуск мы потратили час. Погода была великолепная.

На пути назад я уже довольно сильно устала, пару раз пришлось надевать кошки, поскольку снежники от солнца раскисли и снег съезжал под ногами.

До лоджа мы дошли около пяти вечера, то есть весь радиальный маршрут — 11.5 часов.

Закатная Аннапурна.

Начала накапливаться усталость, а проблемная левая нога все больше распухала под вечер, отказывалась до конца сгибаться и разгибаться. Неудивительно: 1100 метров подъема и спуска и весь день на ногах. За ночь она при этом как-то регенерировала.

На следующий день мы встали рано, в 4:00. Но копались долго: скорость упала по всем параметрам, смогли выйти только в 5:45.

Облака в этот день потянулись уже к 9:00, а еще был резкий холодный ветер. Через три часа после выхода мы опять были у речки. При наличии палатки нам не надо было бы трижды совершать этот путь, поэтому палатку сюда лучше все-таки брать. Еще два часа поднимались вверх по руслу. Подъем начинается слева, есть небольшие тропки, далее путь идет по моренам и тропы временами теряются. Описания маршрута нет, треков нет тоже, так что мы шли наугад.

Наверное, лучше было подниматься на левый пологий холм, но мы пошли на правый, потому что туда вели туры. В 11:00 мы поднялись на вершину холма до высоты в 4750 метров. Оттуда виден очень красивый ледопад, но ледник за следующим холмом не виден.

Можно было бы идти дальше, однако было два но: облака стали закрывать горы и я понимала, что сил моих идти дальше нет.

Поэтому мы сели тут, полюбовались на ледопад, поели и пошли обратно.

Посмотрели на предполагаемый «верхний путь» в Добато от озера Кхаяр через перевал, носящий трогательное имя «Кукусик». Да ну нафиг, там уже альпинизм, как-то не хочется на этот перевал лезть ни с какой стороны. Хотя практика показывает, что иногда вид перевала бывает обманчиво грозным.

В 16:00 добрели до лоджа. Кошки в третий день ни разу не пригодились, снег во многих местах растаял совсем.

Мы дошли, куда собирались, но хиты поснимались конкретно. После четырех ночевок наверху было решено спускаться в Чистибанг и устраивать там дневку.

На следующий день мы покинули свою скромную комнатку для портеров.

На фотографии она выглядит довольно нарядно.

Мы еще не были на треке Марди химал и не останавливались в домах с земляным полом, каменными стенами и деревянными ставнями вместо окон. А тут хоть циновки на стенах есть, и стекла, и даже лампочка! Цивилизация :-)

За пару часов мы спустились на 600 метров вниз в Чистибанг.

Наблюдали, как группа одесситов пошла по средней тропе в Добато. Я сперва пыталась возмущаться, типа «а как же мы не пойдем, если тут есть такая героическая тропа?» Диурн негодовал! Но Ран популярно объяснил, что глупо будет подниматься к ней обратно из Чистибанга, раз уж мы решили спуститься. Пришлось смириться и отложить новый подвиг на потом. Судя по тому, что одесситы не вернулись и через Добато-таки прошли (это мы узнали на следующий день), со средней тропой все было в порядке.

В Чистибанге паслись яки и гуляли их смешные телята.

Мы остановились в том же самом верхнем лодже, где был приветливый и одинокий хозяин. Отмылись, отстирались и высушили постиранное. Сидели на каменном «диване» и смотрели вокруг на пасущихся яков, зашивали дырки в снаряге и ели. Отличный день отдыха, я нашла возле лоджа грядку с мятой и тихо ее пощипала. Понаблюдала я денек за хозяином, и могу сказать: работа у него тяжелая. Прежде всего тем, что он себе не принадлежит — нет своего личного времени, нет выходных. С раннего утра до ночи в одиночку надо готовить еду и кормить постояльцев, топить печь, убираться. Иногда ему помогают гиды, идущие вместе с туристами. Как мы позже узнали от бывалых людей, самостоятельным туристам тоже бывает полезно помочь на кухне, если в лодже только один работник.