Даламан – Фетхие – Мармарис

Из-за особенностей летнего сезона-2020 у нас со всех сторон были запасные дни, на отмену рейсов и всякие другие неприятности. Яхтенная неделя всегда начинается в субботу, а в Фетхие мы прилетели в четверг.

Если под Стамбулом было тепло и ветрено, около +25, то на южном побережье по голове ударила летняя жара +35 и выше. В обычной жизни мы и не подумали бы поехать сюда летом, но в необычной жизни вариантов яхтинга особо больше не было. Тем более что походить под парусом в Турции мы уже пару лет планировали.

Поселились в Оваджике, на отшибе. Там было тихо, почти никого, бассейн при отеле не работал, а завтраки теперь выдавали на каждый столик отдельно. Ездили безыдейно купаться в Олюдениз. Пляж был полный, но все почти местные, чуть-чуть английской речи, а русских не слышно. Параглайдеры летают, наш Мемо-ресторан в Оваджике ломился от постояльцев, но чуть в сторону — и многое закрыто. Местные жители, кстати, были поражены в правах: без HES-кода их в Олюдениз просто не пускали, а редких в июле иностранцев пускали. А еще из Турции нельзя было забронировать турецкие отели, тут нам впоследствии очень помог VPN.

Летний обед выглядит примерно вот так, из-за жары есть что-то серьезное днем было невозможно.

А вот на ужин уже запросто. Кузу-шиш и адана-кебаб.

В пятницу мы съездили в Фетхие в марину Эдже, посмотрели на свою яхту. Ece marina — хорошая и четкая, все нужное есть и рядом. Как мы и предполагали, большинство яхт не ходило в предыдущую неделю, потому что яхтсмены доехать не могли. Наша «Томбо» тоже стояла в марине, да еще со снятыми навигационными приборами! Хотелось верить, что к завтрашнему дню их прикрутят обратно. Мы договорились, что, поскольку яхта свободна, можно приехать в субботу в полдень (а не в 16:00 как обычно) и начать оформление и закупки. Разведали, что один магазин есть прямо в марине, но за разносолами лучше идти в соседний «Мигрос» и на городской рынок.

В субботу 25 июля при оформлении документов на первую неделю яхтинга мы прямо спросили чартерную компанию — свободна ли эта яхта на следующей неделе. Потому что из новостей стало понятно, что Европа и через неделю не откроется. Узнав, что яхта свободна, забронировали ее сразу на вторую неделю. Без посредников аренда маленькой и не очень новой яхты здесь стоит 1200 евро на неделю.

Чартерная компания Yildız Yachting нам вообще понравилась. Работают очень оперативно, быстро отвечают на письма, при сдаче и приемке яхты не тянут время, не придираются к мелочам. Поэтому мы брали у них яхту и осенью.

Работники марины отдельно предупредили нас, чтобы мы не заплывали в греческие территориальные воды. Хотя формально мы имеем право. Потому что сейчас наши права ничего не стоят ни в одной стране. Греческая береговая охрана очень агрессивна и если что, турки помочь нам не смогут. Выражение «греки в плохом смысле этого слова» прописалось в нашем лексиконе как дежурное.

Яхта Tombo (Oceanis 343) удобная, как и вообще другие океанисы. Мы любим яхты компании Benetau.

Она была не новая, 14 лет для чартерной лодки очень много. Но паруса и аккумуляторы вроде как поменяны. Приборы нам все вернули на место. Но будущее показало, что виндекс косил, а лаг не работал. Подозреваем, что лаг не работал из-за обросшего дна.

Мы в теории знаем что все эти неисправности можно проверить, если этим же вечером выйти в море на часок-другой. Но сил на это, как правило, не остается.

Приятно было то, что, хоть приемка яхты у нас заняла часа три и мы устали, но большую часть всего мы нашли и проверили сами. Без всякого списка, исходя из собственного опыта. Еще год назад было сложно понять, за что хвататься. А теперь ты уже знаешь, что тебе нужно и что может сломаться. Ну а лаг есть в навигаторе, а виндекс на мачте можно посмотреть.

Что у нас в яхте. Кают-компания.

Обратите внимание, на правом диване лежат надувные автоматические спасжилеты. Это прямо бальзам на душу был. После обучения в Бретани мы знали, что только такие нам нужны! В них удобно двигаться и надежно встегиваться. Не то что в оранжевые пенопластовые чудовища, которые у всех всегда обычно. Мы в этот раз даже себе такие в Мармарисе купили, чтобы были свои собственные.

Две каюты. Заднюю мы приспособили под хранение вещей, а жили в носовой каюте.

Камбуз.

Яхта маленькая, холодильник тоже маленький с дверцей сбоку (в яхтах побольше вертикальная загрузка и дверца сверху). Кухня была оборудована всякими приятными мелочами типа мочалок, моющих средств и всякой утвари. Была даже ручная соковыжималка, в которой мы регулярно давили апельсиновый сок :-)

Спать по ночам было жарко, вставать приходилось не позже семи утра. Мы регулярно видели, что на других яхтах люди спали в кокпите, на баке... короче, не в каюте.

26 июля в воскресенье мы вышли в 10 утра, прошли за 7 часов 30 миль. Всего один час парусов, остальное мотор. Сперва час выходили из бухты Фетхие, дальше вроде как раздуло, мы подняли паруса, но больше 4 узлов при бейдевинде не добились.

Господствующие ветра тут с запада на восток, поэтому если идешь в Мармарис, то тебе все время вмордувинд. Поэтому рубишься и рубишься, а потом включаешь мотор.

Кэп и навигатор. Купили держатель навигатора для мотоцикла, на яхте в целом довольно удобно им пользоваться. На всякий случай еще и веревочкой привязали!

К обеду ветер подутих и мы на моторе подошли к бухте Кучук.

Кинули якорь, накупались и пообедали. Основной едой в жару почти весь поход был салат с какой-то разновидностью хлеба, в этот раз с буреками.

Даже если ты встаешь в турецкой бухте, к которой нет дороги и в которой никто не живет, остаться голодными тут нельзя! Сперва к нам приехал катер с мороженым (я воспользовалась), а потом и целая аква-лавка с хлебом и овощами (тут уж нет, у самих холодильник полный).

Дальше мы приготовились долго моторить в бухту Кёйджегиз, 25 миль при встречном ветре. Но я предложила не загоняться и встать пораньше, пусть и не в такой закрытой бухте.

Бухта Аши оказалась очень живописна.

В этой бухте можно встать к ресторанному пирсу (направо), а можно на якорь (налево), мы хотели на якорь. Там нам помогла запарковаться морская цыганка Света, которая тут же поставила свой катамаран с туристами. Она плавала неподалеку и отдавала из воды дельные распоряжения — тут камни, тут мелко, а вот тут нормально, тяните канат сюда. После длительного перерыва мы еще тупили и якорь забрасывали не очень ловко, так что это было кстати. Турецкая парковка в бухтах подразумевает якорь в воду и два конца на берег. Тут мы растянули один, но впоследствии исправились и стали растягивать два.

В этой бухте помимо красивых берегов еще и свой микроклимат. Вечером не было так мучительно жарко, а еще в темноте мы плавали и любовались светящимся планктоном.

Самая красота была на следующий день с утра:

Мы даже спустили тузик, взяли фотоаппарат и съездили к пещере напротив стоянки.

Мне хотелось заплыть в пещеру и проверить, не светится ли вода снаружи. Немного светится.

В воде плавают небольшие рыбки, но в целом ничего примечательного. Как-то так:

Два месяца спустя в этой же бухте мы нашли актинии и немного морских ежей.

Вышли из бухты около 10 утра и был штиль. В самой бухте нет связи, а когда она появилась, то прогноз сказал, что у Мармариса раздует после обеда. До обеда был моторинг, потом отдых и купание в Кучук Семиздже.

Когда вышли оттуда, то нам был встречный ветер, поэтому пошли крутым бейдевиндом. Через 20 минут пришлось взять первый риф, еще через 10 минут пристегиваться. В этом смысле мы с Раном составляем хорошую команду: он первым чувствует, когда надо рифиться, а я — когда надо привязываться к яхте.

Грот наш опускался в лэзи-бэг, с рифами мы первые дни поковырялись изрядно, но потом привыкли и все стало быстро. Ветер был около 20 узлов, «Томбо» в таких условиях выдавал на бейдевинде лишь четверть скорости ветра. При этом постоянные галсы, довольно сильный крен и все такое. Последние 10 миль все равно включили мотор — тяжело все время лавировать при вмордувинде.

В Мармарисе встали в марину Нетсел. При входе в марину выяснилось, что у нас не работает рация, поэтому с мариной мы связаться не можем. Но ничего, подождали слегка, а потом маринеро показал нам наш пирс. Ран ругался, что рация лежит дома и надо было взять. Но если бы нас на границе задержали и еще и рацию увидели бы в рюкзаке... нет, лучше как-то без нее в этот раз...

Стоянки в турецких маринах — дорогое удовольствие. Наша яхта длиной 10.6 метров потянула на 432 лиры (60 евро) за ночь. И это еще без электричества, за него отдельно хотели 100 лир, мы подключаться не стали. Интернет в марине работает не очень. Все остальное есть. Собственно, марина нам нужна была, чтобы хлеба купить и обновить воду. В наши баки кинули что-то уж очень много хлорки, видимо потому, что яхта несколько недель стояла. Поэтому мы полностью слили всю воду и залили новую. На нас двоих ее хватало на 5–6 дней спокойно.

Когда мы вечером вышли в город, он был как из фильма «Человек-амфибия». Все поет, сверкает витринами, куча людей.

За два боевых дня мы что-то наломались, на следующий день решили снизить темп.