Мира, Каш и возвращение домой

15 августа мы поехали в Миру, древний город Ликийского царства. Ближайший современный город от нее — Демре, это 80 км от Чирали.

От античного города, известного с 3 века до н.э., остался большой комплекс ликийских гробниц, театр и немного резьбы по камню.

Еще город Мира известен тем, что в 4 веке нашей эры епископом тут был святитель Николай. Ну а в упадок все пришло к 7 веку после арабских набегов.

На территории всего Ликийского царства до сих пор много древних захоронений очень характерной формы. Либо это квадратные склепы в скалах с двумя колоннами, как тут:

Либо каменные гробы с характерной изогнутой крышкой, которые обнаруживаются в самых удивительных местах — как вдоль троп в горах, так и во дворах частных домов. Ликийцы любили хоронить своих мертвых на возвышенности, это был для них хороший феншуй.

Все гробницы, конечно, были вскрыты давным-давно, сейчас они стоят пустые. Но все равно — вот вы могли бы жить рядом с античным гробом, который стоит в вашем внутреннем дворике? А турки могут. И это удивительно.

В Мире сохранились некоторые барельефы:

И довольно большой амфитеатр.

У меня была идея пробраться за амфитеатр к скалам, но далеко я не уползла — колючки, жарко и поэтому все быстро устали.

Античная зона Миры огорожена, вход стоит аж 45 лир, что для таких мест в Турции даже много. Обычно берут 10–20 лир, не больше. Что вообще-то копейки по сравнению с Европой.

На средиземноморском побережье Турции от Мармариса до Антальи насчитывается около 25 античных городов приличного размера. Не считая многочисленных античных и византийских руин поменьше. Как, например, на острове Гемилер. Турки живут с гробами во дворе, из некоторых античных руин делают курятники, каменные блоки зачастую идут на постройку деревенских домов. Реконструкция в турецком стиле тоже довольно своеобразна: на место исчезнувших и разрушенных запчастей иногда кладут новые, свежеобработанные.

Но вот что я хочу сказать по результатам нынешнего года: хорошо, что все эти античные города сейчас на турецкой земле. По ним можно свободно гулять, нет никаких дурацких ограничений, толп тоже нет, и очередей нет, и плата за вход очень скромная (если вообще есть). А все, что осталось в Европе — дорого, за семью заборами, а теперь еще и недоступно на неопределенный срок.

Дальше мы хотели посмотреть на затонувший город Кекова, но его посещение рассчитано на организованные туристические группы. Либо надо нанимать индивидуальную лодку, либо идти на арендованной яхте. Поскольку яхту мы уже сдали, а к группе сходу присоединиться не смогли, то решили пропустить Кекову в этот раз. Активно общаться на жаре и с кем-то договариваться просто не хотелось. Скорее всего, наша мотивация была недостаточно мотивированной :-))

16 августа мы уехали из Чиралы в Фетхие. Прощальный взгляд на долину Чиралы.

До Фетхие было 240 километров. По дороге по традиции подбирали стопщиков: двое ребят доехали с нами до Демре, а в Каше мы взяли пару, которой надо было дальше в Мармарис.

Город Каш нам понравился. Мы смотрели на него сверху с шоссе, и вы посмотрите, какой он живописный.

А вон и местная марина прячется:

Три месяца спустя мы приехали погулять сюда и с удовольствием прошли от левого края города до бухты Лиманазы.

Турецких попутчиков, взятых в Каше, мы сразу предупредили, что собираемся заехать на часок в Патару, искупаться на местном необъятном пляже. Если честно, я с Патарой перепутала Капуташ, но летом у того Капуташа невозможно припарковаться. Так что и правда все поехали в Патару. Так вот — ребята оставили у нас в машине свои рюкзаки и спокойно ушли на час погулять! Об уровне доверия к миру в этой стране такой факт многое говорит.

В Фетхие мы сдали машину, переночевали в небольшом отеле в самом центре. Обнаружили, что в воскресенье многие магазины и рестораны тут не работают — не иначе как европейское поветрие.

Дальше мы улетели из Даламана в Стамбул, а потом и в Минск. Там нам было строго-настрого велено не ехать в город, а из аэропорта гнать сразу к границе. И так пограничники в аэропорту были нервные и спрашивали, что это нам тут надо.

По соображениям политического характера решили возвращаться через КПП на М1, а вовсе не там, где очень хотелось пойти. На КПП нам дали предписание в трехдневный срок сделать ковидный тест и отчитаться на госуслугах о нашем вкладе в принудительно-карательную медицину. Дальше был Смоленск, «Ласточка», Москва.

Так завершилась наша первая, но не последняя турецкая поездка в этом году. Дальше был яхтенный поход в сентябре и треккинг в ноябре.